Когда в Талице один за другим стали появляться сетевые магазины «Монетка», «Магнит», «Пятерочка» и др., то отношение у жителей к данному факту было неоднозначным. Некоторые обрадовались, что не нужно теперь ездить в соседние большие города за покупками — магазины с большим ассортиментом теперь появились по соседству. Другие ворчали, мол, теперь к нам, в деревню, повезут весь неликвид, который не разобрали в тех же больших городах. Третьи были уверены, что деньги потекут из района, поскольку налоги они станут платить не в местный бюджет. Но больше всех огорчились частные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами — куда им тягаться с гигантами. Маленькие магазины стали закрываться один за другим, отчего пострадали многие покупатели, которым ежедневно нужны, к примеру, только хлеб, молоко — в основном, пенсионеры, кому не под силу далеко ходить за покупками.
Но что греха таить, большинство из нас обрадовалось, что появились большие магазины: просторные светлые залы, легкая музыка, симпатичные сотрудники, большой ассортимент товаров — просто глаза разбегаются, все необходимое можно приобрести в одном месте, да и цены порой ниже, чем в обычном магазине. В любое время дня здесь было многолюдно, кто-то спешил за покупками, а некоторые приходили, к сожалению, на экскурсию — посмотреть на изобилие на стеллажах и полках.
Прошло время, мы привыкли, и эти магазины стали обычными, наша вчерашняя эйфория исчезла, зато появилась масса различных претензий, обид, жалоб, недовольства.
Чем же они не угодили нашему покупателю?
«Нравится, когда меня узнает продавец!»
Ирина, 35 лет:
— После работы мы с мужем заезжаем на машине в большой магазин. Удобно, что здесь можно купить продукты сразу на несколько дней, начиная с хлеба, молока, мяса, рыбы, и заканчивая овощами и фруктами. Сам выбираешь каждое яблочко, помидор, огурец, а не покупаешь то, что какая-то тетка тебе в пакете взвесила. И другой момент: тут имеются отделы бытовой химии, парфюмерии. Предлагаются всякие сопутст-вующие товары — трикотаж, постельное белье, обувь и прочее. Никуда больше бежать не надо. В самом деле, это экономит массу времени, которое можно потратить на семью, детей, помочь им с уроками и просто пообщаться с ними, приготовить ужин
Валентина Дмитриевна, пенсионерка:
— А я хожу в этот торговый центр по понедельникам с утра, потому что пенсионерам в такой день тут скидка 10%. Экономлю рублей по 20-30 за один раз. Может и не так много, но за месяц набегает. Беру продукты, крупы, стиральный порошок. Здесь много всего, но как-то пусто и холодно.
Людмила, домохозяйка:
— Прихожу в сетевой магазин до обеда. Смотрю, что продается по акции: сахар, масло растительное, фрукты, бытовую химию. Экономия семейного бюджета неплохая получается. Хлеб беру в другом месте, свой, свежий. Вообще не хожу в первый попавшийся, знаю, где что продается, где товар получше, посвежее, выбор побогаче. Нравятся небольшие магазины, хоть там и поменьше всего, но чаще привозят. Здесь не нужно брать то, что кто-то упаковал: отрежут кусочек любой колбаски, взвесят понравившегося пе-ченья. Очередей здесь почти не бывает, а там стоишь, маешься: из трех касс обычно одна работает.
Нина Викторовна:
— По магазинам особо некогда расхаживать, только по выходным. А так, после работы, забегаю в ближайший, за самым необходимым. Честно говоря, мне нравятся наши небольшие магазины, где продавцы тебя узнают, здороваются, знают, что тебе предложить. Сюда приходишь за конкретной покупкой, а в «сетку» зайдешь за молоком, а выйдешь с полной корзиной товара, который и не собиралась покупать. Вообще не люблю большие магазины, когда продавцы со стороны оценивают твою платежеспособность, на глазок прикидывая, сколько у тебя в кошельке, что ты можешь купить и стоит ли на тебя тратить свое время. Такое отношение сильно обижает. Думаю, что туда, где тебя однажды обидели, обманули, больше и идти не хочется.
Галина, многодетная мать:
— У меня большая семья, в магазины приходится ходить каждый день почти. Конечно, ищу где подешевле, скидки имеются. В сетевых как бы и выбор побольше, но, случается, обманывают. Берешь иногда товар по акции, а отбивают другую цену: то ценник перепутали, то нужно купить не один, а две или три штуки, чтоб цена была поменьше. Бывает, что в красивой упаковке и просрочка случается, не зря скидки делают. Плохо, что много магазинов мелких позакрывали. Сейчас почти все в центре сконцентрировано, когда машины нет, то не набегаешься. Каждый раз возвращаешься из магазина, как верблюд нагруженная. Тяжело!
Мы смогли выслушать лишь нескольких человек. Как говорится, сколько людей, столько и мнений, но каждый из них прав по-своему.
«Наши покупатели продолжают к нам ходить…»
Когда по соседству появился, по талицким меркам, торговый гигант, то хозяйка небольшого магазина впала в уныние: где уж нам с ним тягаться, когда там каждый день фурами товар завозят. В первое время продавцы маялись в ожидании покупателей, а те все ринулись к соседям, где и музыка звучала, да и на полках настоящее изобилие присутствовало. Кто-то просто ходил как на экскурсию, смотрел, приценивался.
А спустя какое-то время постоянные клиенты стали возвращаться за привычным товаром, которого у соседей не было. Кому-то нужен хлеб местного производителя, другому требуется недорогой рыбы для кошки и т.д. Супермаркету их не выгодно завозить малыми партиями. Поэтому в маленьких магазинах редко найдешь просроченный продукт — не успевает залежаться. Все это позволяет сконцентрировать свои усилия, откорректировать свой ассортимент, привлечь покупателя, чтобы остаться на плаву, существуя рядом с сетевым магазином.
И покупателям, в самом деле, приятно, когда их узнают в лицо, приветливо встречают, помнят об их потребностях. Здесь даже можно занести потом недостающие 5-10 рублей, чего в крупных магазинах и не встретишь.
Понятно, им с монополистами трудно тягаться, но некоторые уже по наитию нашли свою нишу, предлагая тот товар, который нужен конкретному покупателю. И не удивительно, когда в маленьком магазине в часы пик возникают очереди: здесь и хлеб свежий, буквально теплый, и селедочка вкусного посола, и пряники, которые во рту тают, потому что не успевают залежаться и зачерстветь. Тут ничего не нужно уценять — товар влет уходит, так как привозят небольшими партиями, чтобы через пару дней привезти свежий.
Большие магазины тоже как-то изменились. Или мы к ним просто привыкли? Но лично у меня недавно появилась какая-то смутная аналогия. Порой ходишь по просторному залу, что-то ищешь — всего много, а уходишь с пустой корзиной. Люди постарше помнят, как в 80-90 годы прошлого века, в пору тотального дефицита, на витринах и полках продовольственных магазинов высились высокие пирамиды консервов, создавалась иллюзия изобилия, а приглядишься — одни и те же банки — «Морская капуста», «Завтрак туриста», «Килька в томате» и т.д. Так и сейчас: много всего, а выбрать нечего. А так хочется настоящей колбаски, вкусного сыра, мяса, а не мясного продукта…
Никого не собираюсь агитировать — каждый выбирает для себя. Не всякий товар имеется в маленьких магазинах, но порой и сетевые не могут предложить то, что имеется у мелких частников. Наверное, время показало, что им можно существовать по соседству, а покупатель у каждого свой.
Е. Малова