27 октября акушерский стационар Талицкой ЦРБ подтвердил статус «Больница, доброжелательная к ребенку» за успешную организацию работы по охране, поощрению и поддержке грудного вскармливания. Статус был присвоен роддому в 2019 году, а в этом году состоялась первая переаттестация сотрудников, которая включила в себя проверку знаний медицинских работников, наблюдение ведения родов и общение с беременными в дородовом отделении на предмет их готовности и желания кормить грудью.
Грудное вскармливание на сегодняшний день признано идеальным видом кормления. Ребенок после рождения должен быть приложен к груди матери в течение первого часа. Если ребенок не приложен в первые два часа, то на 30 % увеличивается вероятность раннего завершения грудного вскармливания. В течение первых 6 месяцев грудное молоко полностью покрывает потребности ребёнка.
Задача акушерского стационара – дать старт этому важнейшему процессу и чтобы каждый малыш по выписке из роддома находился на исключительно грудном вскармливании. Мы с удовольствием пообщались с главным специалистом по грудному вскармливанию в нашем городе — Никулиной Екатериной Геннадьевной.
— Думали ли вы когда-нибудь, что будете работать в медицине?
— Никогда не думала. Я — географ по образованию, всю жизнь хотела путешествовать, возможно, быть гидом, экскурсоводом. До момента собственной беременности у меня даже мысли не появлялось, что буду причастна к медицине. Это всё роды и собственное материнство. В тот момент, когда я решила стать многодетной мамой и заниматься акушерством, для моих родителей это стало полной неожиданностью.
— С чего начался путь в профессию?
— 17 лет назад мы жили в Екатеринбурге и будучи беременной первенцем Никитой, увидела в магазине рядом с работой большой плакат и листовки, которые приглашали на частные курсы по подготовке к родам. Вопросов не стояло, идти или нет. Это же первый ребенок, амбиции, это «хочу всё знать». Стоимость курсов была доступной, соразмерной тем зарплатам. Благодаря курсам, открыла для себя много нового в идее материнства, перинатальной психологии. Потом были мягкие роды с партнером в той обстановке, в которой я хотела, мне все это безумно понравилось, и я точно поняла, что это надо нести в массы. Сначала в этом же центре я стала тренером по аквааэробике для беременных, поскольку профессионально занималась плаванием, позже стала проводить тренировки по грудничковому плаванию. Руководитель центра была заинтересована в новых сотрудниках, видела смысл развивать бизнес: потребность есть, люди интересуются. Планировалось, что в процессе, имея в кармане красный диплом о высшем педагогическом образовании, я стану преподавать в этом центре, и нас начали привлекать к разным учебам.
В 2006 году в наш центр пригласили эксперта по поддержке грудного вскармливания из Москвы. Я с удовольствием пошла на учебу, в том числе, из-за личной заинтересованности – тогда мой личный опыт грудного вскармливания подходил к году, стоял вопрос об отлучении, и нужно было получить какую-то информацию. Учеба длилась две недели с утра до вечера, с оттачиванием практических навыков. Экзаменовать пригласили Татьяну Аджиевну Букину, тогда я ее впервые увидела. Потом последовал переезд из Екатеринбурга в Талицу. Местом работы выбрала Талицкий роддом, мне хотелось помогать женщинам! Сначала фактически волонтером, потом на санитарской ставке и по окончании Свердловского областного медицинского колледжа – акушером.
— Какова процедура получения статуса «Больница, доброжелательная к ребенку»?
— Международная программа внедряется на территории Свердловской области с 2000 года. Медицинское учреждение самостоятельно оценивает готовность получения данного статуса. В функционирование этой программы должны быть включены три звена: женская консультация, роддом, детская консультация, которые выявляют, какие требования у них соблюдаются, а какие — нет, и собственными силами начинают выстраивать эту работу, после чего заявляют Министерству здравоохранения о своем стремлении организовывать поддержку грудного вскармливания.
Обучение бесплатное, его проводит руководитель Областного центра поддержки грудного вскармливания, национальный эксперт и преподаватель международной программы ВОЗ-ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» Татьяна Аджиевна Букина. Если сравнить, когда я начинала заниматься поддержкой грудного вскармливания, более 15 лет назад у Татьяны Аджиевны обучалось по 10 человек, то сейчас это 40-50 как минимум. Учеба – это только первый этап, но следующее и самое главное – собственный настрой, что ты – конкретный медицинский работник сам в это веришь. Были случаи, когда врачи, которые только что прослушали семинар, говорили: «Ой, да, я всех своих коровьим молоком выкормила и ничего». Если у человека нет погруженности, нет мотивации, он лично не понимает ценности, то чем он поможет в поддержке грудного вскармливания, и что будет советовать женщинам?
— Были ли сложности при внедрении программы по защите, содействию и поддержке грудного вскармливания?
— Некоторые тяжело принимали новую информацию. Накладывалось медицинское образование, когда патологию видишь во всем: не добирает в весе – срочно надо докормить, сухой – надо докормить. Конечно, есть объективные причины, когда это не обсуждается, в случаях, когда ребенка нужно вывести в стабильное состояние, и уже потом уходим от докормов, капельниц и остаемся на грудном вскармливании.
Поначалу это желание докормить, потянуться за бутылкой, если плачет чуть больше, чем обычно, уходило очень сложно. Но как в известной поговорке «вода камень точит», система постепенно меняется. Сейчас точно нет места безумным теориям «у тебя молоко жидкое» или «нужно сцеживаться после каждого кормления», вот это в голову уже не приходит. Может быть, где-то не хватает усидчивости, не всегда хватает вовлеченности, посмотреть, как женщина прикладывает, посидеть с ней, где-то поправить.
На практике нашего роддома стало очевидно, насколько стало легче. Если я пришла работать в 2006-2007 году, это были постоянные нагрубания, сцеживания, боли, за это время очень многое поменялось, и мед персонал видит, что все это реально работает, тогда уже сопротивляться нет смысла. Но для того, чтобы эта вера появилась и сомнения ушли, точно должен был пройти не один год.
— Как прошла переаттестация?
— Технология достаточно простая и когда она в полной мере функционирует, переаттестация включает только оттачивание навыков и в случае поступления новых сотрудников – их внедрение и адаптацию к этой программе. Самое главное и достижимое — чтобы женщина при поступлении в пространство медицинского учреждения от всех сотрудников слышала одно и тоже. Татьяна Аджиевна заключила, что сотрудники Талицкого роддома живут одной идеей!
— Что самое сложное в поддержке грудного вскармливания?
— Самое сложное – это общение с женщиной. Подобрать слова, войти в ее положение, не унижать, а поддержать – все это требует очень высоких моральных качеств. Один из пунктов внедрения программы «Больница, доброжелательная к ребенку», не считая техник, технологий и теорий, один из очень мощных и важных факторов – это именно навыки общения, и одновременно то, что дается сложнее всего. Зайти в палату не как к себе домой, а с уважением. Понимание того, что это мы у нее в гостях на то время, пока она находится в этой палате. Сохранить для женщины интимность родзала и палаты, в которой она потом находится с ребенком. Всегда нужно учитывать, что женщина находится в очень уязвимом состоянии, а если у нее первые роды, то с порога в неизвестном роддоме она находится в двойном стрессе. Профессиональное выгорание в медицине имеет место быть и уже замыливает это ощущение. Понятно, что мед персонал не может быть всем родной мамой, но бережное отношение к женщине обязательно должно быть. И программой доброжелательности, в том числе, оценивается, с каким состоянием женщина идет в роды, как она родила и с каким состоянием выписывается. Навыкам коммуникации, бережному обращению с пациентками уделяется целый день из 4-х дневной учебной программы по поддержке грудного вскармливания. Как поддержать женщину, даже как ответить на ее страхования: «Мне кажется, у меня не хватает молока». Либо отмахнуться: «что ты придумала, у всех есть, а у тебя нет», тем самым обесценив все ее чувства, волнения. А можно ответить: «Слушай, да, ты точно можешь волноваться. Если у тебя не получается, давай я помогу тебе, покажу. Видишь, оказывается, есть, просто ты еще не совсем научилась это делать, а сейчас попробуй – получается» и это совсем другое расположение, от одной фразы может все измениться.
Очень приятно наблюдать за теми, кто уже имел негативный опыт и, попадая в медицинское учреждение, понимает, что 3 дня нахождения в роддоме им все равно не разрешат пользоваться ни бутылкой, ни пустышкой, а если это совпадает с тем, что ей помогают и закрепляют ситуацию успеха, вдруг женщине стало не больно, а ребенок не плачет, оказывается, что она чувствует прилив молока, конечно, в этот момент все чувствуют подъем, уверенность и веру в себя.
«То, что создано природой, однозначно не может быть бесполезным. В том, что многие тысячелетия прошло апробацию, но так и не поменялось, совершенно точно есть смысл. В ценности грудного вскармливания нет смысла сомневаться и убеждать. Тем, кто находится на этапе ожидания малыша или в послеродовом периоде, очень важно верить в то, что ваше тело очень мудрое. В отличие от млекопитающих, грудное вскармливание – это навык. Как и любой навык он тренируется тем, кто этим навыком владеет. Если вы признаете за собой право, спрашивать, просить о помощи, не бояться показаться не компетентной, то вы сможете избежать очень многих проблем. Я желаю всем получать удовольствие от грудного вскармливания, природа не могла придумать что-то сложное или не полезное. Все устроено так, чтобы мама тратила минимум сил и получала максимум удовольствия. А мы, как сотрудники медицинских организаций, будем всем сердцем помогать, отзываться на ваши потребности, страхи и тревоги»
Екатерина Геннадьевна Никулина
Д. Толкачёва. Фото автора