16.03.2023      376      0
 

Три буквы, они возвращаются в школу


Человечество воюет с начала времен. Редкие полвека-век без войны — скорее исключение, чем правило. И получается, что люди либо ведут войны, либо готовятся к ним. И это очень печально. В 1859 году Чарльз Дарвин в своём знаменитом труде «Происхождение видов путём естественного отбора» представил жизнь на Земле как процесс конкуренции, в котором выживают сильнейшие особи. Война, согласно данной концепции, лишь продолжение конкурентного процесса.

В школе я изучал предмет НВП, который мне очень нравился. Мы умели надевать противогаз за 5 секунд (за это время его нужно еще и достать из подсумка), ОЗК (общевойсковой защитный комплект), разбирать и собирать автомат, бросать гранаты – не просто болванки, а те, что по-настоящему взрываются, с кольцом, чекой, 3-секундным замедлением детонации, при взрыве они давали громкий хлопок и дым. Мы отлично знали, что такое иприт, фосген, ди-фосген, что находится в индивидуальной аптечке, немедленно реагировали на «вспышку справа», могли без запинки перечислить стадии ядерного взрыва, знали воинские звания, умело маршировали и пели строевые песни. Каждый год проводилась школьная «Зарница», не та, что сейчас, а настоящая, со взрывами, автоматной стрельбой, дымовыми завесами. Сегодня я понимаю, что заслуга в этом была исключительно нашего военрука Корякина Николая Георгиевича, который всегда договаривался с Еланскими лагерями и «доставал» для «Зарницы» все то, что могло сымитировать настоящее сражение. А в конце мае – начале июня старшеклассники выезжали в Елань на двухдневные сборы, руководили которыми настоящие солдаты. Ребята проводили ночь в «казарме», подскакивали от крика дневального «Подъем!». Все это было не только интересно, но и полезно, — в армию я ушел подготовленным по всем статьям. А потом как-то само собой случилось так, что предмет НВП был удален из школьной программы.

Впервые аналог НВП был введен в СССР в 1918 году, тогда дисциплина называлась допризывной подготовкой и регулировалась декретом ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству». Декрет затрагивал граждан 15-20 лет. Учащиеся 15-17 лет занимались в специальных учебных пунктах, а молодые люди от 18 до 20-ти проходили 96-часовые курсы, после чего сразу же зачислялись в списки резервных частей.

В 1947 году допризывную подготовку отменили для всей неучащейся молодежи, а с 1962 года и для всех старшеклассников. Но спустя пять лет приняли новую редакцию закона «О всеобщей воинской обязанности», и в 1967-м НВП возобновили для учеников старших классов средних школ, студентов ПТУ, техникумов и других заведений среднего профессионального и специального образования. Параллельно часть военной подготовки взяли на себя учреждения ДОСААФ, обучению подлежали как юноши, так и девушки.

КСТАТИ
Допризывная подготовка молодежи входит в программу средних общеобразовательных школ в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Туркмении, Узбекистане и на Украине. С 2024 года обучение гражданской обороне с военными инструкторами планируется сделать обязательным в школах Латвии.
Военизированная подготовка входит в программу скаутского движения США, охватывающего около 5 млн. человек. В Израиле подготовку молодых людей к службе в армии осуществляет молодежная военизированная организация «Гадна» («Корпус молодежи») в координации с Минобразования, старшеклассники привлекаются к полевым сборам. 

В советских школах НВП преподавалась два последние года — в 9 и 10 классах. Учителями обычно выступали офицеры-запасники с боевым опытом, которые проходили специальную подготовку по ведению курса, их называли военруками. Для полноценного изучения предмета школы обеспечивались плакатами, макетами, респираторами, противогазами, дозиметрами и газоанализаторами, учебным оружием (автоматами Калашникова, муляжами ручных гранат), а также мелкокалиберными и пневматическими винтовками. Все это хранилось в специальных комнатах с сигнализацией.

В ДОСААФ параллельно существовала возможность обучения по военно-прикладным дисциплинам для тех, кто хотел получить дополнительную подготовку перед службой в армии. Там можно было научиться водить грузовики, гусеничную и мототехнику, пройти курсы радиотелеграфиста. Дополнительно проводилось обучение парашютным прыжкам, управлению спортивными самолетами.

В перестроечном 1990 году приказом Минобразования начальная военная подготовка в школах РСФСР была фактически отменена. Допризывное обучение основам военного дела и обороны было возложено на регулярные учебно-полевые сборы, а также оборонно-спортивные детские лагеря. В 1998 году был принят новый закон «О воинской обязанности и военной службе», который предусматривал НВП в системе образования страны, но преподавание этих курсов так и не было возрождено.

И вот, тридцать лет спустя, в школы возвращают начальную военную подготовку… Министр просвещения Кравцов сказал, что предмет введут в 2023 году. С 1 сентября 2023-го во всех российских школах должны начаться занятия по обучению азам военной науки – аналог советской НВП, они планируются внеурочными. Согласно законодательству, внеурочная деятельность является обязательной частью образовательной программы, поэтому посещать такие занятия будет необходимо. Министерство оставило простор для инициативы самим школам — они смогут сами вводить курсы начальной военной и военно-морской подготовки для 5-9-х классов и практические полевые занятия. НВП войдет в два новых модуля предмета ОБЖ для старшеклассников, их уже включили в проект основной общеобразовательной программы. Школьники будут изучать строевую подготовку, средства индивидуальной защиты, оказание первой медицинской помощи, оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, использование и устройство ручных гранат. Старшеклассники научатся действовать в современном общевойсковом бою, изучат состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП, инженерное оборудование позиции солдата и узнают, что такое одиночный окоп. В общей сложности, за весь период обучения школьники должны освоить не менее 335 часов военной подготовки.

Это, разумеется, никакая не инициатива. Это запоздалая реакция на вызовы современности. В прошлом году сразу несколько сенаторов и депутатов Госдумы предложили вернуть НВП в школьное образование. К примеру, лидер «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов обратился с этим вопросом в Минпросвещения и Минобороны. В военном ведомстве поддержали депутата и подчеркнули, что считают целесообразным уделять изучению предмета не менее 140 часов в последние два года обучения.

В армии у нас были занятия по тактической подготовке. После них все руки у меня были в гигантских мозолях. Как все происходило. Нам выдавали обычные штыковые лопаты и БСЛ (большую совковую), размещали по позициям, и молодой лейтенант, держа палец на секундомере, громко командовал: «Рытье окопа для стрельбы стоя, 45 минут. Время пошло!» То есть за это время ты должен был вырыть окоп практически в свой полный рост! И когда мы, изможденные, выползали из вырытых окопов, с одеревеневшими конечностями, падали на землю, звучала другая команда: «Десять минут перекур!». Но курить почему-то хотелось не всем. Мы с подозрением смотрели на уютно приютившийся на сопке большой бульдозер… Потом лейтенант, осмотрев окопы и сделав всем замечания, махнул рукой в сторону бульдозера, и тот, взревев, двинулся, как вражеский танк, в сторону наших оборонительных сооружений. Через пять минут все наши труды были уничтожены, зарыты и заглажены. А после нам уже хотелось пристукнуть этой самой БСЛ нашего командира, поскольку он, покуривая «Столичные», приказал построиться и дал новую вводную: «Окоп для стрельбы лежа, 30 минут. Время пошло!» Да, «тактика» была не самым любимым нашим предметом. И тут, конечно, надо понимать, что вообще-то грамотное и правильное рытье личного окопа – это цена твоей жизни, и случись бы в то время какая война, мы бы с благодарностью вспоминали того «летеху».

Таким образом осуществлялась взаимосвязь азов военной науки, которым ты обучался в школе, с прикладным ее применением в армии. Вроде бы все грамотно было придумано. На службу ты приходил не зеленым новичком, а уже с хорошо сформированными представлениями об армии. И на автомат смотрел спокойно, знал, как поставить его на предохранитель, как провести чистку, «куда жать и целиться», как снаряжать и менять магазин. И на гранату глядел спокойно, а не с ужасом, и кидал ее уже уверенно куда надо, а не себе под ноги. Иллюзия мирной жизни расслабила нас, сделала чуть ли не инфантильными в военном плане, более капризными, придирчивыми, вместо двух лет стали служить один год, сократили войска… И оказалось вдруг, что эта расслабленность может выйти нам боком в любой момент. И осознание известного факта, что лучше поздно, чем никогда, заставила быстро принимать решения, нового в которых ничего и нет, как всегда: все лучшее – это хорошо забытое старое. Зачем придумывать новый велосипед, если старый так замечательно ездил?..

Смущают только две вещи. Первая – это остаточный принцип, внеурочное обучение. Дети станут воспринимать предмет как досадную неизбежность, помеху. Вторая – это то, что занятия по НВП вряд ли будут похожи на прежние, советские. Мало стучать каблуками по школьному паркету и кричать речевки, мало даже разбирать автомат – это все теория. А практика – это когда ты из него стреляешь, когда видишь и ощущаешь совсем рядом разрывы учебных бомб, закрываешь глаза и нос, пробираясь сквозь дымовую завесу, — только это дает опыт, который поможет в реальном бою и спасет тебе жизнь. Но хотя бы что-то.

Вообще, метания минпросвещения напоминают растерянность, когда все понимают, что настала пора немедленно что-то делать, но не знают что именно и как. Вот, к примеру, еженедельные классные часы «Разговоры о важном». Сама идея вроде бы положительная, но вот ее реализация просто ужасная. Понабрали за деньги каких-то блогеров с весьма сомнительной репутацией, молодых ребят-миллионеров с низким патриотическим цензом, рекомендовали их сайты, забитые разным нелитературным хламом. А учитель в этой истории выступает простым ретранслятором навязанных материалов, контролером. Но разве сам педагог не может донести до детей истину о самом важном, без пошаговой инструкции? Раньше на уроках литературы учитель рассказывал нам о любви, чести, храбрости, милосердии, и говорил так, что класс просто внимал ему, ловя каждое слово, потому что рассказы свои он брал из собственной жизни. Принижение статуса педагога ненужными фискальными мероприятиями, сверхконтроль за его инициативой, наложение на него несвойственных функций никоим образом не способствуют его мотивации к воспитанию настоящих профессионалов, честных и порядочных людей. Учеба по протоколу, как и лечение, вряд ли могут дать ожидаемый эффект.

Дошло до того, что сама фигура учителя начинает казаться ненужной, излишней. Зачем он, если тебе дали сайт с вопросами, вебинары, мастер-классы, на которых какие-то люди дистанционно обо всем тебе рассказывают, а вскоре и этих учителей заменит искусственный интеллект, которого не обманешь и не подкупишь. Мне хочется верить, что все эти «новшества», которые сегодня пытаются внедрить в учебные заведения, смогут начать работу по исправлению той сложной ситуации, в которой оказалось наше общество. Что они обкатаются и обретут более-менее правильный и полезный смысл.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: