О деятельности Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Талице мы писали уже не раз. В одном из газетных номеров мы подробно рассказывали о Школе приемного родителя, действующей на базе Центра и помогающей желающим супружеским парами подарить новый дом ребенку, оставшемуся без заботливой родительской руки. Рассказывали мы и о новом пилотном проекте для детей с ограниченными возможностями, позволяющему непосредственно на базе учреждения проходить качественную реабилитацию. Кстати, с момента запуска проекта прошло полгода, поэтому уже есть первые результаты и отзывы родителей и детей. Кроме того, в настоящее время в Центре проводится большой ремонт – здесь в скором времени появятся новые специализированные залы для занятий оздоровительной физкультурой с необходимым для особенных деток оборудованием. Размышляя об этом, невольно думаешь: такая тихая, скрытая от глаз работа, но такие больше результаты… Сегодня постараемся рассказать о деятельности Центра чуть больше, в этом нам поможет заместитель директора СРЦ Ирина Анатольевна Турышкина.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ЦЕНТР?
Спектр услуг, оказываемых Центром населению, довольно широк. На сегодняшний день в учреждении трудится 75 человек и больше половины — это специалисты с высшим и средним профессиональным образованием, люди неравнодушные, любящие своё дело. Специалисты оказывают поддержку семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, поддерживают контакты с замещающими семьями, защищают права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, узконаправленные сотрудники Центра занимаются реабилитацией детей-инвалидов, логопедической диагностикой и коррекцией имеющихся проблем, адаптивной физкультурой и другими оздоровительными мероприятиями, способными улучшить функциональные возможности систем организма ребенка. Как отмечает Ирина Анатольевна, практический опыт учреждения показывает, что целенаправленное внимание и объединение усилий специалистов разного профиля дают положительные результаты, дети и взрослые получают весомую, ощутимую и необходимую им поддержку. Стоит отметить, что в настоящее время в учреждении действует 7 отделений, в каждом накоплен большой опыт по социальной помощи различным категориям населения, и это уже не просто отделения учреждения, это направления деятельности учреждения, подчеркнула замдиректора.
«Специалистами Центра ведется целенаправленная работа по внедрению новых механизмов социального обслуживания, активно разрабатываются и используются новые формы и методы работы с семьёй. Сегодня Центр в своей работе использует стационарные и нестационарные формы работы. Стационарное отделение на 15 койко-мест, отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями на 6 койко-мест, отделение комплексной реабилитации и абилитации для детей-инвалидов, впервые получивших группу инвалидности, на 10 койко-мест (дети-инвалиды в данном отделении могут проходить курс реабилитации в сопровождении родителя либо законного представителя) в п. Пионерском. Все сотрудники Учреждения соответствуют квалификационным требованиям», — отмечает Ирина Анатольевна Турышкина.
АКТИВНО ПРОДОЛЖАЕТСЯ РЕМОНТ
Начнем рассказ о работе Центра с ремонта, который активно продолжается. В двух отделениях учреждения — комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, а также реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями — в эти дни активно ведется большая стройка. Благоустраивается прилегающая территория, в том числе её обеспечивают необходимыми для инвалидов элементами. Доступная среда – это не пустой звук, а жизненная необходимость для тех, кто ограничен в своих физических возможностях, поэтому и здание стационарного отделения должно полностью соответствовать существующим нормам. На базе социальной поликлиники в Талице в скором времени будет открыто новое отделение для реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, инвалидов и детей с ОВЗ, поэтому и здесь активно ведется ремонт. Часть оборудования, необходимая для работы логопеда, психолога, инструктора АФК и других специалистов Центра, уже приобретена – это и интерактивные песочницы, и логопедическое зеркало, и музыкальный куб, созданы сенсорная комната, зал адаптивной физической культуры в стационарном отделении в п. Пионерский (такой же появится и в Талицком отделении). Имеются различные диагностические комплексы для психологической и педагогической реабилитации, закуплено оборудование для проведения профориентации несовершеннолетних.
«Хочется отметить нашего спонсора, который оказывает нам благотворительную помощь на протяжении двух лет. Это Варлаков Андрей Викторович, директор компании «Уралтехнопарк», г. Екатеринбург. Благодаря ему, в Учреждении появилось такое оборудование как «умное зеркало» для логопеда, интерактивная доска в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, театральная ширма для социокультурной реабилитации, в ближайшее время ждем поступление стола для механотерапии (систематические занятия на нем способствуют восстановлению и развитию силы мышц верхних конечностей и увеличивают подвижность движений кисти и пальцев рук, а также восстанавливают способности к самообслуживанию, бытовые навыки, улучшают координацию движений рук, мелкую моторику и мн. др.), аппарат для приготовления кислородных коктейлей», — делится Ирина Анатольевна.
ЕДИНСТВЕННЫЕ В ВОСТОЧНОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ОКРУГЕ!
Выдержка из материала «Важен даже маленький результат! Пилотный проект «Дети» (ВП №27 от 4.07.24 г.)
Целевая аудитория проекта – особенные дети, впервые получившие категорию «ребенок-инвалид» в возрасте 4-17 лет с 2022 по 2024 годы. Услуга может быть предоставлена в полустационарной форме, включая двухразовое питание детей-инвалидов, и стационарной, включая проживание и пятиразовое питание детей, без проживания сопровождающих лиц. Кроме того, и в стационарной форме, включая проживание и пятиразовое питание детей-инвалидов и трехразовое питание и проживание сопровождающих лиц. Продолжительность курса — 21 день.
Мы уже упомянули о том, что Ирина Анатольевна поделилась с нами и первыми итогами пилотного проекта «Дети». Проект в Свердловской области был внедрен при поддержке губернатора Куйвашева Е.В. в июне 2022 года, поначалу в него вошли 10 социально-реабилитационных центров, в этом году к ним добавился ГАУ «СРЦН Талицкого района». Направление реабилитации детей-инвалидов ведется в Учреждении с 2006 года, соответственно, у специалистов есть большой опыт работы с данной категорией детей. Кроме того, есть и специальное здание, в котором на время реабилитации могут пребывать дети. Так, за полгода реабилитацию в Центре на базе Пионерского отделения прошли уже 15 детей. Последний заезд ноября особенный – мамочки могут жить в отделении вместе с детьми и содействовать прохождению мероприятий. Ирина Анатольевна отмечает, что комплексную реабилитацию в учреждении дети-инвалиды могут получить не только в рамках пилотного проекта, с первичной группой инвалидности, но и в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями 2 раза в год в рамках ИПРА ребенка-инвалида, у которых группа оформлена ранее.
Стоит отметить, что наш Талицкий центр – единственный в восточном управленческом округе, участвующий в реализации проекта, поэтому в Пионерское отделение попадают не только юные таличане, но и детки из других муниципалитетов. Специалисты, работающие с детьми и отвечающие за реализацию проекта, прошли обучение в Санкт-Петербурге в институте имени Г.А. Альбрехта (ФГБУ Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта Минтруда и социальной защиты РФ), поэтому обладают должным количеством знаний и навыков для грамотного оказания реабилитационных услуг. В штат специалистов вошли педагог-психолог, социальный педагог, логопед-дефектолог, тренер по адаптивной физкультуре, культорганизатор, специалист по социальной работе. Более того, специалисты могут использовать в работе и новое спецоборудование, которое было закуплено на сумму более 3 млн. рублей еще на момент запуска проекта. Всего для работы с детьми-инвалидами в Центре было выбрано 4 направления: с преимущественными нарушениями психических функций; с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенными в другие целевые реабилитационные группы; с нарушениями функций внутренних органов и систем; нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамичностью) функций. За время пребывания в Пионерском отделении каждый ребенок получает 120 услуг, направленных на развитие познавательных способностей, интеллекта, навыков коммуникации и коррекцию поведения.
Все это стало возможным благодаря государственной поддержке социальной сферы. И участие в пилотном проекте, и закупка оборудования требуют и вложения больших материальных ресурсов, и огромной работы непосредственно сотрудников социальных учреждений. Тем не менее, поддержка существенна – в январе этого года учреждение получило новый автомобиль, который активно используется во благо обратившимся в Центр за помощью семьям. Отметим, всего с начала года соцучреждения региона и территориальные управления социальной политики получили 48 машин, среди которых автобус для перевозки детей, «Газели» и легковые авто, оснащённые необходимым оборудованием для обеспечения безопасности и комфорта юных уральцев На приобретение автомобилей для организаций социальной защиты в бюджете Свердловской области предусмотрено более 100 миллионов рублей. 11 ноября новый транспорт получил и Талицкий Комплексный центр социального обслуживания.
При личной встрече Ирина Анатольевну в шутку отметила, что рассказ о деятельности их Центра может занять не одну и даже не две газетные полосы. И это действительно так – даже этим материалом всецело описать работу большой команды не получится. Работа эта чаще всего не очевидная, она не публична, точечна, но это не умаляет вклада сотрудников в достижение поставленных целей. Очевидно, что равнодушных людей в коллективе нет, и продолжающийся ремонт, и закупка нового оборудования, и его использование, и участие в масштабных областных проектах свидетельствуют о том, что Центр успешно развивается и пробует создавать новые формы взаимодействия с семьями и детьми.
И. Конюкова