Не буду оригинальничать, расписывая все прелести русской бани. Тот, кто любит ее, знает, что ходят туда не только, чтобы смыть грязь со своего тела. Главное — это эмоции, ни с чем не передаваемые ощущения. Городская баня в Талице — это настоящая боль, многолетняя, но от этого не ставшая менее острой.
Закончилось лето, а вместе с ним — и сезон летних душей. Нужда погнала таличан, не имеющих собственной бани, душевой кабины, в общественное заведение, оказывающее эти услуги. Итак, воскресенье, 6 часов вечера. На улице как-то не по-осеннему зябко. Издалека видно, как над трубой кочегарки возле бани поднимается столб густого дыма. Значит, будет жаркий пар. Знакомое обшарпанное снаружи здание за минувший год стало выглядеть еще плачевнее. В пустынном вестибюле скучает общительная кассир. В воздухе ощущается запах гари. Проходим в раздевалку, где запах сильнее. Нововведения заставляют остановиться прямо на пороге. Раздевалка, разделенная дощатыми перегородками, дающими каждому клиенту какое-то личное пространство, стала просторнее. Теперь люди раздеваются вдоль стены, развешивая одежду на крючки, задевая друг друга локтями. Наверное, не каждому приятно, когда тебя касаются голым мокрым локтем, бедром…
Здесь довольно свежо, по ощущениям — на пару градусов выше, чем на улице. Значит, надо быстрее раздеваться — и в теплый парок. Но и в моечном отделении вас встречает прохлада. Дверь в парилку открыта, чтобы теплый воздух хоть немного согревал. В просторном помещении моется четверо: старушка на двух костыльках в сопровождении родственницы, еще одна глуховатая старушка, которая постоянно посещает баню и женщина средних лет. Зябко. Из крана течет горячая вода, под которую можно смело подставить руки — не обжигает. Идем греться в парилку. Там тепло, даже жарко, если подняться повыше. Над головой закопченный потолок, гарью пахнет сильнее. Сюда же заглядывает та, что мылась в одиночестве, и начинает громко возмущаться, перемежая свою речь нецензурными словами. Правда, извинилась за грубость, мол, надоело, что людей считают за свиней. Трудно с ней не согласиться. Ругает депутатов, которых мы выбираем, считает, что их надо пригласить сюда на экскурсию, чтобы посмотрели, как унижают простой народ, который живет в неблагоустроенном жильем, безо всяких удобств.
Банное «удовольствие» надолго не растягивается: быстрее помыться и — домой.
А за порогом еще один сюрприз — на ул. Васильева нет ни одного фонаря. В 7 часов вечера здесь ничего не видно, и это при том, что брести нужно по проезжей части дороги, которая тоже оставляет желать лучшего.
Одним словом, никаких приятных ощущений. А испытанные эмоции заставили вернуться сюда спустя несколько дней. Здесь мы встретились с заместителем директора МУП «Теплосетевая компания» Васильевым В.А. Пока мы его дожидались, пообщались с кассиром Ольгой Фефеловой. Женщина рассказала, что с каждым годом здесь становится все хуже. В моечном отделении обрезали старые батареи — непонятно, как зимой будет, если уже сейчас холодно. Последний раз белили в помещении в 2012 году, когда в парилке обрушился потолок. Туалета нет вот уже несколько лет. Недавно две старушки по-большому сходили в парилке — пришлось убирать… Все сыплется, приходит в упадок. Народу ходит мало — до 15 человек в день. У работников зарплату сократили в два раза — лично у нее было 8 тыс. рублей, теперь всего четыре.
Надо отметить, что перед этим мы поговорили по телефону с бухгалтером МУП Шихалевой Т.В., которая подчеркнула, что баня убыточна, весит грузом на предприятии. Так за сентябрь собрали банных 9793 рубля, а в августе было и того меньше. Это же капля, если сравнить с затратами: зарплата банщика, кассира, истопника, заготовка дров, которые бесплатно никто не распилит и не расколет ит.д. Билет в баню стоит 178 рублей, для льготников (пенсионеры, дети до 14 лет и др.) — 105 рублей. Разница возмещается из местного бюджета, но это такие смешные деньги — в пределах 5 тыс. рублей в месяц. Чтобы что-то изменить, нужна настоящая революция, считает она.
По словам Виктора Александровича, в летний период были отремонтированы котельная, насосное оборудование, осуществлен капитальный ремонт в парилке. В августе пытались пустить второе отделение, которое в течение последних двух лет ремонтировалось. Но ничего не получилось: за два дня — четверо клиентов, которые остались недовольны помывкой — холодно, пара нет. Пообещали, что лучше будут ездить в Троицкую баню.
Он показывает отремонтированное помещение. Внешне все красиво: белый кафель на стенах до самого потолка, отделанные мрамором скамьи, парилка обшита новыми досками. Никакого сравнения с первым отделением!
Но наш провожатый разбивает в пух и прах все радужные впечатления: ступеньки в парилке вместо положенных 15 см — все 30 см — забирайтесь, как хотите. Нет ни одного ограждения! Если человек поскользнется, то он рухнет с высоты либо на пол, либо прямо на котел, потому что ступеньки сооружены напротив. Сам котел очень маленький, такое помещение ему не нагреть (в соседнем отделении он в разы больше). Никто не знает, что там под деревянной обшивкой стен, потому что наружные стены все в глубоких трещинах. В парилке нет ни одного крана с водой, значит, сюда нужно идти с тазом, а потом взбираться по опасной лестнице.
Теперь и мы начинаем замечать недостатки: в моечном отделении мраморные скамьи такие низкие, чтобы вымыть голову в тазу, человеку среднего роста придется вставать на колени. И на этот ремонт, подчеркнул наш провожатый, было потрачено 2 млн. бюджетных рублей. Их даже не хватило на завершение ремонта. Заказчиком был муниципалитет, ремонт осуществлял тот, кто выиграл конкурс.
В завершение Виктор Александрович вспомнил, как в детстве всей семьей ходили в эту же баню. Очереди были огромные. В фойе работали парикмахерская, буфет — лимонад, пиво, напитки, рядом можно было купить веник. Люди любили банные дни, где встречались, в очереди, со знакомыми, обсуждали новости, разлмчные события. Получали такой позитивный заряд, а теперь… А теперь — унижение, которое мне пришлось испытать в минувшее воскресенье.
Пока писался материал, мне пришлось выслушать множество мнений, одно даже обидело: кому она нужна эта баня — сегодня у всех есть душевые, собственные бани. Видать не у всех, если люди сюда приходят, больше некуда. Недавно нечто подобное слышала от одного чиновника, когда разговор зашел о колодце с водой: мол, ребята, какой колодец, если 21 век на дворе, у всех скважины! Не у всех, не каждому по карману такое удовольствие. До сих пор люди таскают тачки с флягами, чтобы привести воды домой. Век-то на дворе новый, а центральное водоснабжение для многих — несбыточная сказка. Еще раньше приходилось слышать по поводу моста в деревне: там всего 20 старух живет — какой мост! А что людям теперь умереть без связи с миром? Точно также можно оправдать и отсутствие тротуаров: зачем их возводить, если все на машинах ездят. Такое говорят те, кто ездят, для них мира дальше капота их машины не существует.
Но вернемся к бане. Уж очень хочется доказать, что она нужна, востребована. Звоню учредителю бани в п. Троицком Тимося С.М. Он рассказывает, что их баню посещает до 70-80 человек в день, работает она 2 раза в неделю. Много народа едет из Талицы. В целом обходятся без убытков, есть парикмахерская, маникюр. Билет стоит 185 рублей, льготный — 105. Выше задирать цену нельзя — людям будет не по карману. Вместе с тем отмечается отток клиентов, раньше было больше. Уменьшилось количество льготников, люди, к сожалению, умирают. Сказалось и то, что второй год в Талице летом не отключают горячую воду. Потом миграция населения: кто переезжает в благоустроенное жилье, другие меняют место жительства.
Проблемы бани в Талице Сергею Михайловичу знакомы не понаслышке, самому приходилось их решать в прошлом. Надо что-то менять, люди должны получать качественную услугу, получать удовольствие, а в конюшне мыться неохота.
Как нам удалось выяснить, некоторые таличане любят ездить в Пионерскую баню. Так Яковлева С.В. рассказала, что каждую субботу она со своими родителями, внучкой едет в Пионер. Там в бане по-настоящему получаешь удовольствие. Помещение все обшито деревом, нет холодных кафеля и мраморных скамеек. Хороший пар, чистота в парилке. Доброжелательный персонал. В ожидании своей очереди в вестибюле можно выпить свежего горячего чая. Мойся, парься хоть полдня — никто тебе не напомнит, что время вышло. Удовольствие от такой бани самое наивысшее, поскольку человек приезжает не только смыть грязь, а подышать всем телом, сбросить груз забот, плохую энергетику, которая забивает все поры.
Вот такие разные мнения. И люди разные: один готов чуть ли не каждый день ходить в баню, чтобы испытать чувство, что заново родился. Потому что душ и ванна — это необходимость, гигиена, а баня — удовольствие. Поэтому, наверное, в простой бане можно запросто встретить людей, которые в обычной жизни окружены большим комфортом. Конечно, это трудно объяснить тому, кто, живя в благоустройстве, может неделями не заглядывать в ванную комнату.
Русская культура может свидетельствовать, как много значила баня в жизни нашего народа. Одни только поговорки чего стоят» «без бани мы бы пропали», «в какой день паришься, в тот день не старишься», «в бане помылся, что заново родился». Так что лишить этого удовольствия нашего человека просто невозможно.
Е.Малова