Поселок Сосновка Пионерской управы — совсем небольшое поселение, где проживают в пределах 150 человек, а дворов — еще меньше. Жизнь практически ничем не отличается от той, что была в 20 веке: благоустройство на улице, мытье в баньках, вода из колодца. Так и дальше бы жили люди, самостоятельно решая свои проблемы, но в июне 2017 года квитанции, в виде белых голубей, приземлились в каждый почтовый ящик. И если раньше в такой платежке была только графа за пользование электроэнергтей, то теперь появилась еще одна строчка — холодное водоснабжение. И требование: оплатить долг за последние полгода. Сосновцы недоумевали: какое еще водоснабжение? Такого у них вообще в природе не существовало и не существует! Испокон веков пользовались колодезной водой. Сейчас, правда, некоторые пробурили на собственных подворьях скважины, провели воду в дома. А вот о центральном водоснабжении и слыхом не слыхивали. Однако квитанции стали приходить теперь ежемесячно. Причем — с предупреждением, если оплата не будет внесена, то через 20 дней подача электроэнергии будет прекращена. Законопослушные плательщики в одночасье превратились в должников. А все потому, что вносимые за электричество деньги стали делиться на две статьи, указанные в квитанции. Сегодня у многих этот мифический долг вырос до 4 тысяч рублей и более. Да еще угроза об отключении электроэнергии. Обо всем этом нам рассказала жительница Сосновки и по совместительству продавец единственного магазина Титова Людмила Николаевна. Она всегда в курсе всех проблем односельчан, поскольку эта торговая точка — единственное общественное место, куда приходят жители поселка не только за необходимыми продуктами, но и узнать новости, пообщаться со знакомыми, поделиться радостью и бедами. Поступающие теперь ежемесячно квитанции покупатели бурно обсуждают, искренне уверенные в том, что это просто досадная ошибка, так сказать «ошибка компьютера» или «сбой программы», что можно сегодня частенько услышать в некоторых присутственных местах. Справедливости ради, кое-кто из сосновцев, что помоложе, съездили в «Единый водоканал», чтобы выяснить причину нововведений. Но это ничего не дало: квитанции так и продолжают приходить, только сумма долга в них увеличивается раз от раза.
Мы побывали в Сосновке, посетили магазин, где и пообщались с жителями.
Продавец Людмила Николаевна Титова пояснила, что некоторые обращались в водоканал по два-три раза, но толку никакого. Правда, в последний раз заверили, что 22 сентября было направлено официальное письмо в «Энергосбыт» с просьбой отменить начисление оплаты за пользование централизованным холодным водоснабжением. В общем, успокоили, пообещав, что стопроцентно квитанций больше не будет. Но прошел октябрь, наступил ноябрь, а счета продолжают выставлять. Собравшиеся показывают квитанции, где значатся разные суммы: у кого-то тысяча с небольшим, у других в разы больше. К примеру, Кузнецова Наталья Николаевна задолжала за воду аж 3 тысячи рублей! И это при том, что во дворе у нее имеется собственная скважина. Ей и так приходится платить за электроэнергию, которая тратится на подачу воды.
Печалятся и старушки, которым за 80-90 лет, которые экономно тратят каждое ведерко воды, которое им приносят из единственного в поселке колодца. Рассказывают, что не так давно был за речкой обустроенный родник с чистой водой, которым все пользовались, да какой-то негодяй нагадил в него, словно вокруг места мало, чтобы справить нужду. Не стало родника…
Некоторые, боясь отключения света, оплатили часть квитанций. Оно и понятно: куда же без телевизора — он словно связь со всем остальным миром, холодильника, где привыкли хранить продукты, электроплит, стиральных машин. Не будешь ведь жить в грязи и голоде. Все-таки на дворе 21 век!
Правда, есть в Сосновке счастливчики, что пользуются центральным водоснабжением — это часть жителей, проживающих на ул. Первых рабочих, в домах, что располагаются ближе к п. Пионерскому. До других это благо цивилизации так и не дошло. Но, люди, как мы убедились, надеются только на себя.
Чтобы пролить свет на эту мудреную ситуацию, звоним в «Единый водоканал». Зам. директора Пинягин О.Ю. поясняет, что когда организация принимала в оперативное управление всю базу района, то карты сетей холодного водоснабжения не имелось, элементарно не знали, где имеется водопровод. Поэтому квитанции выписывались всем. Но не для того, чтобы с кого-то содрать незаконно деньги. Просто по получении квитанции каждый должен был обратиться в водоканал, написать заявление, что данную услугу не получает. Он подтвердил, что в «Энергосбыт», который занимается сбором платежей, написано письмо об отмене начислений за воду. К сожалению, по его словам, все вопросы решаются в Екатеринбурге, в головном офисе, придется подождать какое-то время.
Поскольку все ниточки ведут в «ЭнергосбыТ Плюс», обращаемся к руководителю Талицкого офиса продаж ОАО » ЭнергосбыТ Плюс» Маслову Э.В.
Эльдар Владимирович поясняет, что еще 15 марта было получено официальное письмо из «Единого водоканала» о том, чтобы включили в квитанцию эту услугу (холодное водоснабжение) всем жителям того или иного населенного пункта, в частности, Сосновки. Связано это с тем, что данная организация не имеет карты сетей холодного водоснабжения района.
Что касается отмены этого распоряжения, то в июле и августе было 2 письма, частично отражающие адреса (в Сосновке), но не более 15. А вот того документа от 22 сентября, на который ссылаются в водоканале, ему не приходилось видеть.
Что касается денег, которые люди заплатили за мифическую услугу, Маслов Э.В. заверил, что они не пропадут. Нужно будет обратиться в » ЭнергосбыТ Плюс», где будет произведен перерасчет.
Думается, что это будет возможно, когда отменят начисления. Только никто не торопится. «Водоканал», к примеру, ждет, что все сосновцы приедут и собственноручно напишут заявления, словно имеющейся информации еще недостаточно.
И все вроде правильно, ну нет информации о потребителях воды. Случалось и нам сталкиваться с жалобами об утечках, авариях на трассах. Когда начинали выяснять, то оказывалось, что данных трасс официально не существует. Тянулись они в советское время от разных предприятий, водонапорных башен без какого-либо оформления. Люди пользовались ими бесплатно десятки лет, может быть, и дальше бы пользовались — да авария, которую никто не хочет устранять…
Только в Сосновке другая ситуация, тут никто ничем не пользовался. Об этом, думается, хорошо известно в сельской управе, несмотря на то, что никаких карт водных сетей не существует. Не проще ли было пойти по этому пути? Уж не так велик населенный пункт.
Помнится, лет 10 назад точно такие квитанции разнесли и всем жителям Талицы, проживающим в частных домах. Лично тогда общалась с руководством тогдашнего водоканала. На мое возмущение экономист предприятия спросила:
— А вы водой пользуетесь?
— Конечно.
— Почему же тогда платить отказываетесь?
— Я беру воду в колодце возле дома.
— Ну вот, а платить не хотите!
— Это мне надо доплачивать, что я зимой чищу снег у колодца, обрубаю намерзший лед, слежу, чтобы крышка была закрыта — иначе вода замерзнет.
— Ну, а вода откуда в колодце?
— Извините, Господь Бог ее дает! А недра вам еще не принадлежат!
Как интересно, десять лет прошло, а тема остается до сих пор актуальной! Правда, таличане тогда не стали оплачивать мифические услуги. Теперь испытывают селян на прочность. Но сколько не испытывай, требовать платить за не оказанную услугу — противозаконно. В противном случае, с нас скоро начнут взимать плату за воздух, которым мы дышим, за прошлогодний снег, из которого мы сделали для ребенка горку. Не нужно ничего изобретать: коммунальные услуги — доводимые до потребителя в жилище услуги по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению, газоснабжению, теплоснабжению. Стало быть, нет водоснабжения — нет оплаты. И при чем здесь отключение электроэнергии?
Е.Малова