30.08.2021      917      0
 

Газа нет — какой обед?


В далеком 1968 году легендарный ре-жиссер Леонид Гайдай снял свою бессмертную «Бриллиантовую руку». Помните, «Кто возьмет билетов пачку — тот получит… водокачку!» — так прервала распространителя лотерейных билетов уп-равдом, которую сыграла Нона Мордюкова. Потом она приказала распространить сотню билетов среди жильцов ее ЖЭКа. А на вопрос «Если не будут брать?» просто ответила: «Не будут брать – отключим газ!» Спустя более чем полвека, у нас по-прежнему «управдомы — лучшие друзья человека»…

Уже 19 дней обходится без газа многодетная семья отца Стефана Козлова. У талицкого священника, как говорится, «семеро по лавкам», у него семь детей. Такую ораву надо накормить и напоить, а раз привычный и удобный голубой огонек пропал, выходить из ситуации приходится при помощи мультиварки и электрочайника.

Как и у многих жителей города, газ у Козловых отключили 2 августа, а дали 6-го числа. Но удовольствие длилось недолго – уже на следующий день газ опять от-ключили. Теперь им кажется, что уже на-всегда. Нет, отец Стефан совсем не бездействовал, 9 августа он лично заехал в «Газэкс» за разъяснениями, где ему рассказали про утечку газа в доме и пообещали «завтра» включить. Но 13-го числа снова пришлось звонить в организацию, только теперь супруге священника, про утечку речи уже не шло, ей прямо заявили, мол, в доме вашем проживают два злостных должника, и пока они долг не оплатят, газа вам не будет. На все ее возмущения и недоумения ответили просто: нам без разницы, ищите их, выбивайте из них деньги, ваши проблемы.

Сам отец Стефан возмущен таким подходом, считает, что все разговоры про т.н. «утечки» — в пользу бедных, на самом деле долги граждан – самая настоящая и единственная причина отключения газа в домах. Свои слова он подтверждает фо-тографией объявления на подъезде за подписью «Администрация АО «Газэкс», где прямо указано, что «при отсутствии доступа к газовым приборам и задолженности по оплате за газ, за техническое обслуживание газового оборудования газ подключаться не будет». Именно так выделено в объявлении.

«По-моему, это преступление, — говорит Стефан, — почему они заставляют меня и всех остальных людей разбираться с не-знакомыми гражданами, более того, по-нуждают нас к вымогательству?» Далее он поведал, что в доме по Ленина, 73, где проживает его семья, газовики уже ходили с терминалом и прямо во дворе принимали от людей оплату. Но в их подъезде, например, одна женщина, хозяйка квартиры, отсутствует, поскольку находится на лечении от новомодной болезни в другом городе, и она физически не может ни присутствовать в квартире, ни оплатить долг. А кроме того, у нее просто банально может не быть денег, тогда что, всем ос-тальным сидеть без газа? У него, например, долгов перед газовиками нет, он да-же вперед платит…

Аналогичные обращения в редакцию поступили с улицы Луначарского, 10 и Циховского. Люди принесли такие же объявления. Давайте разбираться, правомерны ли действия газоснабжающей организации, и что делать таличанам, оставшимся в самый разгар домашних заготовок без удобного и более-менее дешевого голубого топлива.

Во-первых, газоснабжение уже с давних пор является коммунальной услугой. К отношениям между потребителем (абонентом) и исполнителем при снабжении газом применяются не только положения Жилищного кодекса РФ, Правила предо-ставления коммунальных услуг от 06.05. 2011 г. № 354 и Правила № 549, но и Закон от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Данные нормы нак-ладывают на стороны определенные права и обязанности. Исполнитель, на-пример, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, в соответствии с требованиями законодательства и договором. При этом Правилами установлены требования к качеству газоснабжения, а именно: бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года, постоянное соответ-ствие свойств подаваемого газа требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, давление газа должно быть от 0,0012 МПа до 0,003 МПа. Следует обратить внимание, что существует допустимая продолжительность пе-рерыва газоснабжения — не более 4 часов суммарно в течение 1 месяца. А отклонение свойств подаваемого газа от требований законодательства о техническом регулировании в принципе не допускается.

Поскольку газ является коммунальной услугой, то предусмотрено и снижение платы за перерывы в газоснабжении. Так за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва газоснабжения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы снижается на 0,15 процента. При несоответствии свойств подаваемого газа размер платы за расчетный период снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, независимо от показаний приборов учета. При этом, обратите внимание, по-требитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ «О защите прав потребителей», в т.ч. если исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; если суммарное время перерывов в предоставлении услуги превышает допустимые; если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям; если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения о нарушении ка-чества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении и т.д.

Но и потребители, несвоевременно или не полностью внесшие плату за газ, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Однако, замечу, что штрафы тут не равносильны, ответственность за нарушение прав по-требителя куда как более сурова.

Таким образом, мы имеем по факту целый ряд нарушений прав потребителей, не получающих коммунальную услугу газоснабжения по договору, не имеющих при этом задолженности за потребленный ресурс. Все разговоры о каких-то жильцах, проживающих ниже или выше, имеющих долги, это действительно по-вествования «в пользу бедных». Законом предусмотрен механизм действий ресурсоснабжающих организаций в случае не-оплаты за их услуги, в том числе они наделены правом и ограничения в предоставлении услуг. Но! Независимо от того, что явилось поводом для перекрытия газа в квартире, организация должна предупредить потребителей о предстоящей процедуре. Это она обязана делать как в случае неуплаты, так и при возникновении технических неисправностей. Если письменное оповещение отсутствует, то приостановка подачи газа может быть признана незаконной. К аналогичным выводам придет суд, если также: газ не поступает в МКД после ликвидации технических неисправностей; у потребителя не имеется долга; причиной отсутствия газа является нарушение сроков проведения технических работ для устранения неисправностей; при выявлении факта злоупотребления специалистом газовой службы своими полномочиями.

Теперь еще один важный аспект – уведомление потребителя. Здесь невозможно рассматривать дом или подъезд как объект любых притязаний, речь может идти лишь о конкретном потребителе и организации, никаких третьих лиц. Если газовики считают, что у абонента имеются долги, то они обязаны направить ему соответствующее уведомление. Это мож-но сделать не как тебе хочется, а способом, позволяющим достоверно установить его получение должником. Например, на адрес электронного ящика, личной передачей оповещения под роспись, можно послать через Почту России с уведомлением о вручении. Также текст пре-дупреждения может быть напечатан на бланке квитанции для оплаты услуги, а если неплательщик зарегистрирован на веб-ресурсе ЖКХ, то оповещение можно направить в личный кабинет. Это все к тому, что расклеенные на подъездах объявления уведомлениями уж точно не являются.

Кроме того, в уведомлении должна содержаться информация не только о величине задолженности, необходимо обозначить предоставление должнику 20-дневного срока для выплаты долга. Но и это еще не все. При отсутствии платежей на протяжении этих 20 дней ему дается дополнительно еще 10-ть, и только если деньги так и не поступили на счет, только тогда отключить газ за неуплату поставщик вроде бы имеет полное право. Однако ему следует знать еще один важный нюанс: сам по себе факт направления в адрес потребителя предупреждения заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено, причем независимо от причин, и возвращено отправителю, не свидетельствует, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги. Данный вывод следует из судебной практики, в т.ч. Верховного Суда РФ.

Поэтому это лишь кажется, что «чикнуть» газ можно так просто. После приостановки газоснабжения на внутриквартирном ответвлении газопровода должника должны быть установлены заглушка и пломба. Но даже здесь имеются важные моменты, которые следует знать по-требителю. Вам в помощь Постановление ВС РФ № 22 от 27 июня 2017 года, где говорится, что само по себе наличие за-долженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для ее приостановления или ограничения, которые должны быть со-размерны допущенному собственником нарушению, не выходить за пределы дей-ствий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих. Ограничительные меры не должны нарушать требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Иными словами, если газ перестал по-даваться потребителю, то надо выяснить, не ущемляются ли его права. Например, если отсутствие газа у человека с инвалидностью может стать причиной ухудшения его здоровья либо будет создавать угрозу жизни, то действия газовой службы будут признаны незаконными и противоправными, со всеми вытекающими.

Я достаточно полно, как мне кажется, осветила все возникающие вопросы в озвученной проблеме. Но стоит заметить, что существует единственная возможность для газовиков ограничить потребителей в услуге газоснабжения, чем они активно и пользуются. Это технические неисправности: на газораспределительной станции, обнаружение утечки голубого топлива, выход из строя внутридомового газопровода, механизмов вблизи от МКД. Именно отсюда и появляются разговоры об «утечках» и соответствующие акты. Но, во-первых, факт утечки легко можно опровергнуть и доказать, что ее не было, и в этом случае наступит уже другая ответственность для должностных лиц. А, во-вторых, в любом случае, как указано выше, действия сотрудников не должны нарушать требований закона о пригодности помещений для проживания граждан.

Надеемся, что вопрос с ограничением подачи газа в многоквартирные дома потребителям, не имеющим задолженности, будет все же разрешен в самые короткие сроки. Думаем также, что «головная боль» у отца большого семейства Стефана Козлова, связанная с отсутствием газа, благополучно пройдет и больше уже не наступит.

P.S. 5 марта 2019 года Верховный Суд вынес Постановление № 47-АД19-2 по делу о привлечении к административной ответственности за правонарушение по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП руководителя УК, который распорядился поставить заглушку на канализацию должника за коммунальные услуги. Статьей предус-мотрены штраф от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: