«Мы помним, что дети наше будущее, но не вспоминаем, о том, что старость – это тоже наше будущее». А.Кончаловский
Это тот случай, когда нас, журналистов, позвало в дорогу письмо жителей. К сожалению, его можно назвать анонимным, поскольку вместо автора там значится расплывчатое «от жителей дома».
Так вот жители №15 написали следующее: «В Талице по ул. Циховского, д. 17, ком. 43 проживает глухонемая женщина. Она в грязной одежде, стучит в окно на третьем этаже, машет руками, просит о помощи. Наш дом находится вблизи, и мы все видим из своей ограды.
В этой комнате нет электроэнергии, она отключена за большие долги. А ведь у женщины есть пенсия. Почему тогда она сидит грязная взаперти? Она сильно истощена, ест сухари с водой. Ее пенсию получают по доверенности, но деньги до нее не доходят, раз сидит грязная и голодная.
В паспортном отделе сообщили, что по данному адресу, в этой комнате никто не прописан».
Пригласив специалиста из Комплексного центра социального обслуживания населения (участкового не смогли вызвонить, поскольку он в отпуске), приехали по указанному адресу.
Знакомые картины, жуткий запах, обшарпанные стены – словно вернулись на 20 лет назад. Только здание поменяло статус: теперь это не общежитие, а жилой дом. Правда, во многих комнатах появились железные двери, за которыми, наверное, прячутся люди поприличнее. Теперь здесь комнаты продают, покупают, сдают и снимают. Жильцы, бывает, меняются часто.
Стучим в дверь комнаты № 43 – тишина, точно также и в соседних. Напротив нас услышали: в коридор выходит маленькая седоволосая старушка, которая затруднилась сказать что-то о своей соседке, путалась с комнатами. Две женщины на первом этаже тоже не смогли пояснить ничего определенного, лишь сообщили, что по второму тоже ползает старушка какая–то, то поесть просит, то курит и песни поет. Может быть, это и есть та, которую мы ищем? Их совсем не смущает, что не совсем адекватный человек бродит по зданию. Более того, рассказывают интересные вещи, что в доме полно инвалидов, стариков, которым покупают комнаты по дешевке родственники или «добрые» люди вместо приличного жилья и сплавляют их сюда с глаз долой. А дальнейшая их судьба никого не интересует.
По их словам, контингент здесь проживает разношерстный, начиная от инвалидов, бывших погорельцев, малообеспеченных, судимых. Порядка мало. Иногда бывают такие «веселые» ночи, что никому нет покоя. А днем эта публика отдыхает. Проснутся, пойдут по квартирам чего-нибудь клянчить. Некоторые жалеют, подают…
Но эта тема для другого разговора. В данный момент хочется найти человека, о котором нам рассказали. С улицы видно только давно не мытое окно на третьем этаже, за которым не наблюдается никакого движения. Кстати, в замочную скважину можно было рассмотреть лишь какие-то вещи на подоконнике. Разве что человек действительно глухонемой и не слышит звуков извне.
Идем в соседний двор дома №15, откуда, якобы, пришло письмо. На скамеечке беседуют две пожилые женщины. На вопрос о письме замахали руками, мол, ничего не писали, никакой бабушки в окне не видели и не знаем. Сами пытаемся со двора рассмотреть окно. Каким зрением нужно обладать, чтобы на таком расстоянии, за немытым стеклом рассмотреть истощенную женщину в грязной одежде! Явно, писал кто-то, кто видел эту женщину поближе, знает какие-то детали ее жизни, но предпочел спрятаться за расплывчатой подписью. Причем письмо написано достаточно грамотно, чисто, отправлено в редакцию в конверте по почте. Странно все это! Если вам не безразлична судьба человека, почему прячетесь?
На этом можно было бы поставить точку и забыть, но тревожит тот момент, что участковый на приглашение специалиста КЦСОН посетить данный адрес сообщил, что у бабушки проблемы с головой. Значит, он-то знает о ее существовании? Почему тогда больной человек здесь проживает? Возможно, когда мы стучали в ее дверь, она нуждалась в помощи?
Мне рассказали о подобном случае, произошедшем в прошлом году в одном из многоквартирников по ул. Ленина в Талице, где одиноко проживала старушка, имеющая родственников. Соседи иногда видели ее на улице и замечали, что у нее не все в порядке с головой, памятью. Когда она не стала появляться на улице, жильцы подъезда забили тревогу, позвонили в МЧС с просьбой вскрыть двери, но там отказались, сославшись на то, что без представителей ОВД не имеют права. Потом искали родственников. Так прошло три дня. А когда вскрыли дверь, она лежала в коридоре, предполагают, что ее убил инсульт…
На протяжении ряда лет мне приходилось неоднократно писать об одиноких стариках и их трагической судьбе. Многих шокировал рассказ о бабушке, которая замерзла в кладовке своего дома, оказавшись там в ночное время в одной ночной рубашке. Причем кладовка, как рассказывали соседи, была закрыта снаружи. Причиной всему – недвижимость, деньги.
Второй мы пытались помочь. Она оказалась одна в заброшенном доме по ул.Шевченко в городе. Соседей всех расселили, а она, живя с сожителем, не имела прописки. В угловой комнате, где не было даже печки, ютилась в зимнее время на грязном топчане с кошками и собакой. Согревали друг друга, как могли. Даже животные жалели брошенного человека…
Приходилось помогать отправлять немощную старушку в больницу, у которой не то чтобы зимней одежды, даже нижнего белья не было. Жила она в деревне с внуком, который со своей подругой пропивал бабушкину пенсию, запирая беспомощного человека на замок. Целыми днями она лежала голодная в нетопленной избе. Жалостливые соседи иногда прорывались к ней с миской горячего супа, куском хлеба. Когда забирали старушку, на улице стоял мороз под минус 20, поэтому сняли с сожительницы замызганный пуховик и штаны, на ноги надели валенки с дырами. Довезли благополучно. Видела ее в больнице, маленькую, остриженную наголо, поскольку вся была во вшах, лысая голова в пятнах зеленки – прижигали язвы. Когда ее переодели в чистую одежду и уложили в постель, она беззвучно завыла…
Последний случай, пару лет назад, про бабушку с ул. Ромашковая, где пожилая женщина перебралась из благоустроенной квартиры в овощную ямку в сарае, где среди зимних припасов соорудила себе лежбище. Там и жила, питаясь всухомятку. Были дети, внуки, но жить с ними она не желала по понятной только родным причине. Вчера узнала, что она умерла. Дай Бог, чтобы не в этой берлоге!
Не хочется читать никаких нотаций. Все мы люди, но нужно оставаться людьми! Да, сегодня совершенно другое время, чем допустим, 100 лет назад, когда жили вместе большими семьями, и всем хватало места. Сегодня говорят, что энергия старости и энергия молодости не могут ужиться под одной крышей. Словно люди с разных планет старики с молодыми не желают найти общего языка. Возможно, виноват ритм нашего времени, мы все торопимся, но взять и практически выбросить старого беспомощного человека… Недавно встретила интересное высказывание А.Кончаловского: «в нашей стране брошенных и забытых стариков тоже миллионы, хотя у многих есть дети. Мы помним, что дети наше будущее, но не вспоминаем, о том, что старость – это тоже наше будущее. Традиционна русская культура, в которой поддерживалось уважение и забота о детях и стариках. Эта ценность теряется или уже потеряна совсем. Понятия – брошенные дети и забытые старики уже никого не удивляют. На Руси стариков никогда не оставляли без присмотра. Сейчас в нашей стране старики доживают свой век в большинстве случаев в одиночестве. Это миллионы брошенных одиноких стариков, старух, которых бросили дети, уехав в города из родного дома. «
Однако, все это пока слова. Где же наша бабушка? Директор УК «Единая управляющая компания» Н.Н.Спиридонова, в чьем управлении находится данный дом по ул. Циховского, 17, затруднилась что-либо сказать о комнате №43 и ее жильцах, информации никакой не имеет.
Последняя надежда – жилищный отдел Управления ЖКХ, обращаемся к его начальнику Н.С. Пиньжениной. Она также в недоумении, как говорится, без комментариев.
Так откуда взялась старушка и где она находится в настоящее время? И вообще существует ли эта глухонемая женщина? Или просто призрак бродит по общаге?
Е.Малова
Фото И.Конюковой