В десятый, юбилейный, раз был проведён районный летний Фестиваль учащейся молодежи Талицкого городского округа. У каждого фестиваля меняются тема и девиз фестиваля и, конечно, территория, которая его принимает. 2023 год — принимающая учащуюся молодежь территория — поселок Троицкий. Троицкий богат своей историей. Девиз 2023 года — «Троицкий более века на векторе развития». Ребята прошлись с экскурсиями по значимым предприятиям и организациям посёлка. Отдельно поговорим о Депо.
Основание железнодорожной станции Поклевская (станция Талица), выселка Поклевского (поселок Троицкий) с грунтовой насыпной дорогой от станции до Талицких заводов неотделимо от истории Поклевских-Козелл. Успешно занимаясь коммерческой деятельностью и увеличивая свой капитал, Альфонс Фомич во многом способствовал развитию экономики большого урало-сибирского края. Кроме организации пароходства на реках Западной Сибири, он принял активное участие в проектировании и строительстве железной дороги, соединяющей горнозаводской Урал с Сибирью. Он не только поддержал саму идею прямого железнодорожного сообщения между Екатеринбургом и Тюменью (имелись и другие проекты), но и вложил несколько десятков тысяч рублей в её осуществление. Особую заинтересованность проявил в строительстве железнодорожной станции вблизи Талицких заводов.
В 1883 году строительство железной дороги Екатеринбург-Тюмень началось на средства казны, а в 1885 году она вступила в эксплуатацию и стала первым рельсовым путём Сибири. Большую роль в строительстве дороги сыграл А.Ф. Поклевский-Козелл. Ход ветки планировался вблизи деревни Луговая. Однако Альфонс Фомич, используя связи в правительственном сенате, для удобства доставки сырья и отгрузки продукции со своего Талицкого винокуренного завода добился изменения проекта, и станцию перенесли на двести первую версту от Екатеринбурга. Станция должна была строиться в другом, более удобном месте, на твердом грунте, но на несколько верст дальше, чем она построена. Личный интерес Альфонса Фомича заключался в том, чтобы построить ее ближе к своим заводам, несмотря на то, что местность была сильно заболочена. В итоге станцию тут, на болоте, и построили. Дорогу же по болотистой местности от станции к заводам ему тоже пришлось делать насыпной. Польза от близости к Талице железной дороги и надежного пути к ней была очевидной.
Железная дорога – это не только пути сообщения, это жизнь целых поколений людей, их история.
При станции появились так называемые «выселки Поклевского». Затем, уже в начале XX века, посёлок переименовали в Свято-Троицкий, а после революции он стал просто Троицким. В честь Поклевского-Козелл и назвали железнодорожную станцию — Поклевская. Это название просуществовало 78 лет, вплоть до 1963 года, когда она была переименована в станцию Талица. Пристанционный поселок назывался Свято-Троицким с 1908 года, а до этого его называли выселками Поклевского.
На строительстве железной дороги применялся исключительно ручной труд. Основным орудием труда были лом, кирка, лопата. Грунт возили на тачках. На дороге укладывались железные рельсы, которые покупали за границей, но они были настолько низкого качества, что в первый же год вынуждены были снять их с эксплуатации и отправить на Демидовский завод для переплавки на стальные рельсы. Когда на станцию Поклевскую в 1885 году пришёл первый паровоз, то наполняли его водой вёдрами из баков (тогда стояли баки), а водокачку построили позднее — в 1914 году пленные австрийцы.
Через год после открытия станции Поклевская началось движение пассажирских поездов. Когда приходили первые пассажирские поезда, то на станции была остановка больше положенного времени (пассажиры пока не напьются чая и не наедятся вкусных пирожков, паровоз не давал гудок).
В 1898 году был построен деревянный вокзал станции Поклевской. Вокзал был центром культуры, все значимые события проходили около него. В здании висела икона Казанской Божьей Матери (здесь проходили богослужения, т.к. в посёлке не было церкви) и портрет А.Ф. Поклевского-Козелл. В 1956 году запланировали строить новый вокзал, сразу за старым зданием. Новый вокзал построили в 1957 году из кирпича. 24 апреля 1963 года Приказом начальника дороги станция Поклевская переименована в станцию Талица.
Недоделок в сооружении станции оказалось не меньше, чем на станциях в сторону Екатеринбурга. Когда пришел первый паровоз, то наполняли его водой, по воспоминаниям старожилов, вручную, ведрами, так как водокачка еще не была достроена. Тем не менее, в декабре 1885 года, т.е. сто лет назад, было объявлено об открытии движения по вновь построенному железнодорожному пути. На торжествах, открывшихся 6 декабря 1885 года в Камышлове, как сообщает «Екатеринбургская неделя», было много речей о важности открытия, одну из них произнес и Поклевский-Козелл. Эта дата и считается официальным началом эксплуатации железной дороги Екатеринбург-Тюмень. Однако 27 июля 1886 года в Камышлове, куда прибыли поезда из Екатеринбурга и Тюмени, вновь состоялось праздничное торжественное открытие, теперь уже, очевидно, пассажирского сообщения европейских губерний с Сибирью.
Первые железнодорожные вагоны отоплялись дровами, поленья были длиною 12 вершков, т.е. 53 см, а освещались свечами и керосиновыми лампами. Тянули их паровозы марки «Компауд» (паровые машины двойного расширения пара), скорость которых была невеликой.
Открытие железной дороги было большим событием и сыграло огромную роль в экономическом и культурном развитии края. Строительство станции и жилых помещений возле неё (двухэтажный дом для железнодорожников) положили начало основанию в 1884 году поселка Троицкого, 100-летний юбилей которого отмечался в 1984 году.
Старинное депо представляет собой веерное сооружение на пять стойл, в свое время одновременно оно могло принимать на ремонт 5 паровозов. Историю строительства паровозного депо и историю «залинии» я рассказала ребятам — то, что узнала от первых лиц и из книг талицких авторов. У депо есть будущее, оно ремонтируется, по истечении срока в нём будут музей. А на станции «депо» ребята смогли сделать фото выезжающего паровоза и осмотреть представленный рабочий стол начальника с графиком движения поездов, чертежом прошлого века веерного депо. Затем все прошли на старинную водонапорную башню, которая находится на улице Железнодорожной, построенную в один год с депо. История этих улиц очень интересна, сохранены дома того времени.
Более подробную информацию можно узнать в музее поселка Троицкого.
Светлана Колмакова, МБУ ТГО «Спорт-сервис». Фото автора