13.07.2023      418      0
 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАМЯТИ. НЕЛЕГКАЯ ЭТО РАБОТА!


Силами администрации Талицкого городского округа и лично главы Александра Толкачева часть старинных зданий бывшего биохимзавода была приобретена в муниципальную собственность, тем самым остановлено дальнейшее разграбление бывшего БХЗ. А далее уже есть проект-идея создания целого музейного комплекса, который будет завязан и на остальные достопримечательности нашего города, в т.ч. и усадьбу Поклевского-Козелл.

О будущем, без преувеличения, грандиозном проекте в курсе и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, с которым у главы района состоялся разговор на эту тему. Какое-то финансирование Талица на эти цели получит, для этого, правда, нужно будет хорошо поработать над бизнес-планом. Идея заключается не только в создании очередного места притяжения для таличан, где можно будет отдохнуть всей семьей, но и с пользой провести время, познакомиться с историей возникновения Талицы, самого завода, судьбой Поклевских-Козелл. Это еще один шаг в сторону развития внутреннего туризма. В скором времени, после необходимых согласований, начнется строительство новой дороги, которая свяжет усадьбу помещиков и территорию бывшего биохима. Пока же проводится обследование старых зданий на предмет оценки стоимости необходимых реставрационных работ.


Как только эта новость вышла в соцсетях, сразу же появились наши благодарные критики, куда уж без них. «Бесплатно досталось, или у своих же друзей выкупили за счет бюджета?», «Лучше бы завод восстановили» и т.д. Кто-то порадовался от души. Вообще-то, и это мое личное мнение, сохранять память об отцах-основателях Талицы – наша святая обязанность, как и беречь то, что было сделано когда-то людьми и для людей. Тем более объекты, которые являются памятниками старины, и даже не памятниками, а просто красивые дома, каменные сараи и т.д. Денег у нас будет не хватать всегда, но тогда можно просто сесть и ничего не предпринимать. Цена за здание цеха ректификации выросла сразу втрое, когда его владельцы узнали о планах администрации, что само по себе уже о многом говорит, — больше всего на свете мы любим деньги… Кстати, здание это было построено в 1894 году и признано образцом производственной архитектуры XIX века. К 1902 году ректификационный завод выпускал ежегодно 450 тысяч ведер спирта. И вопрос надо задавать совсем другой: как он вошел в конкурсную массу и попал под угрозу уничтожения? Его хотели разобрать по кирпичику, поскольку один такой, очищенный и отмытый, стоит чуть ли не 1000 рублей. Есть, знаете, такие любители старины, готовые платить бешеные деньги за возможность проживать в таинственной атмосфере прежних веков.


Давайте вспомним славную историю Талицкого БХЗ, куда на экскурсии мы ходили детьми, возможно, мы хотя бы на мгновение вновь начнем осязать тот непередаваемый запах барды и дрожжей, который будоражил наше восприятие этого огромного производственного монстра. Вспомним эту винтовую лестницу, эти огромные чаны, манометры и насосы… Вспомним приветливых и добродушных работников завода, с удовольствием показывающих свое беспокойное хозяйство. Услышим гудок заводской…


Итак, история биохимзавода неразрывно связана с историей Талицы. К лету 1732 года относится первое упоминание в исторических документах о Талицком винном заводе, владельцем которого был тюменский купец Григорий Перевалов, один из крупнейших винных откупщиков в Зауралье.
Вновь возродилось винокуренное производство в Талице лишь по указу императрицы Екатерины II в 1774 году. На постройку выделено было 50000 рублей и 500 пудов меди. Велено произвести на Талицком заводе не менее 100000 ведер вина в год. По тем временам крупнее завода нигде еще не было.


В 1859 году Талицкий казенный винокуренный завод пришел в упадок и был продан казной действительному статскому советнику Альфонсу Фомичу Поклевскому-Козелл, который занялся реконструкцией и расширением производства. Постепенно он приобрел еще несколько подобных заводов и связанных с винокурением производств. Он основал в Талице пивоваренный (1882г.), винокуренно-дрожжевой (1883г.) и ректификационный (1888г.) заводы.


В 1919 году, после установления Советской власти, все заводы Поклевских были национализированы. Послевоенная разруха, отсутствие сырья вызвали запустение и на заводе.
В январе 1934 года в связи с разделением Уральской области на четыре области — Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и Тюменскую, Талицкий район вошел в состав Челябинской. В это же время и Талицкие заводы стали подчиняться Челябинскому областному управлению ГУ спиртовой и спиртоводочной промышленности Наркомата снабжения СССР.


В конце 1935 года группа физкультурников-передовиков предприняла лыжный переход Талица-Москва протяженностью 2500 км с рапортом о достижениях завода Наркому пищевой промышленности А.И. Микояну.


Участники перехода награждены грамотами, именными серебряными часами и каждый — патефоном.


Завод рос, расширялось производство, были построены теплоэлектростанция, ж/д ветка от станции Поклевской до завода, приобретен паровоз. Предприятие постепенно превращалось из полукустарного, мелкого в индустриальное и с 1936 года стало называться «Спиртзавод имени А.И. Микояна».


В канун Великой Отечественной все талицкие заводы были объединены. В июне 1941 года Группа заводов имени А.И. Микояна переименовывается в Талицкий спиртовый комбинат № 1. Производство расширялось, повышались показатели и производительность труда рабочих. Но началась война… В целях увеличения производства спирта на основании приказа Наркомата промышленности СССР от 26 января 1942 года на базе эвакуированного оборудования началось строительство Москвинского спиртзавода мощностью 500 дкл. спирта-сырца в сутки. Частично завод был введен в эксплуатацию в четвертом квартале 1942 года, а полностью был построен в 1944 году.


В июле 1946 года из Министерства пищепрома СССР выделяется в самостоятельную отрасль Вкусовая промышленность, в нее входят винодельческая, кондитерская, пивоваренная, чайная промышленности. В 1949 году и это министерство ликвидируется, а все подведомственные предприятия снова передаются Минпищепрому. Талицкий спирткомбинат переходит в ведение Главного управления спиртовой промышленности Минпищепрома СССР.


С июля 1956 года комбинат подчиняется уже Главному управлению спиртовой и ликероводочной промышленности Министерства промышленности продовольственных товаров РСФСР. В 1952 году Талицкий спирткомбинат № 1 им. А.И. Микояна переименовывается в просто Талицкий спирткомбинат.


В 1966 году была образована новая отрасль народного хозяйства страны — микробиологическая, в ведение которой были переданы действующие и строящиеся предприятия этого профиля. Талицкий спирткомбинат переходит в эту систему и подчиняется Главному управлению спиртовой и ликероводочной промышленности.


На основании приказа Главного управления от I июня 1967 года 117 «О переименовании Талицкого спирткомбината в Талицкий биохимический завод» спиртовый, ацетонобутиловый и дрожжевой заводы реорганизуются в цеха. Ацетоновый цех работал с 1942 по 1972 годы, затем ацетон-бутанол начали вырабатывать химзаводы. Их растворители были значительно дешевле.


Реконструкция завода продолжалась. В 1971 году закончено строительство бардопровода для перекачки жидкой барды, ацетоновое производство в 1973-74 г. было переоборудовано для выпуска биовита, заменено спиртовое оборудование, позволившее осуществить высшую очистку спирта, построены очистные сооружения для сточных вод завода и города.


В 70-е годы в Талице велось активное жилищное и социальное строительство, населения насчитывалось 18 тыс. жителей, на одном только заводе работало 979 человек. В то время он производил 1 млн. дкал. спирта в год, углекислоты 4 тыс. тонн/год, дрожжей пекарных 6400 тонн/год, 170 т. биовита, премиксов 2 тыс. тонн. Валовой продукции получено на 21 265 тыс. рублей.
С 1977 года Талицкий биохимический завод подчиняется Всесоюзному промышленному объединению «Союзбакцрепарат» ГУ микробиологической промышленности при Совете Министров СССР.


В 1982 году за производственные успехи и в связи с 250-летием Талицкий биохимический завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.


А потом случилось начало конца. На основании Решения Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом № 444 от 29 апреля 1994 года государственное предприятие «Талицкий биохимический завод» преобразовано в акционерное общество открытого типа «Талицкий биохимический завод». Учредителями общества являлся Свердловский областной комитет по управлению государственным имуществом.


Талицкому биохимическому заводу пришлось пережить немало экономических трудностей, пройдя все этапы становления современной «рыночной» экономики: были и малые хозрасчетные предприятия, и акционерное общество, менялись руководство и форма собственности, подчинение. Несмотря на сложную ситуацию, предприятие продолжало пытаться работать, находя новые решения поставленных задач.


Возобновили спиртовое, углекислотное и дрожжевое производство, готовилось к пуску отделение розлива, оборудованное современной технологической линией фирмы «KRONES» (Германия), производительность которой 6 тыс. бутылок в час.


В 1997 году предприятие выпустило продукции на 54,6 млрд. руб., объем вырос по сравнению с 1996 годом на 156%. Начали выпуск горьких настоек, зато произошло снижение выпуска дрожжей и премиксов, были потеряны эти рынки сбыта. Убытки предприятия составили 6,6 млрд. руб.
С 1998 года производство продукции ежегодно сокращалось, увеличивались финансовые потери, наблюдался рост кредиторской задолженности. В результате завод был остановлен с июля 2001 года по январь 2002-го. Решением Арбитражного Свердловской области от 2 апреля 2002 года в отношении ОАО «Талицкий биохимический завод» введена процедура конкурсного производства. Началось массовое сокращение работников с предприятия. 1 февраля 2005 года конкурсное производство было завершено. Старейшее и мощнейшее предприятие Урала было приговорено к разграблению.


В январе 2008 года конкурсный управляющий ООО «Талицкий спиртовый завод» обратился в архив с просьбой принять документы на хранение. Работники выехали на ООО «ТСЗ» с целью оказания методической помощи в обработке документов. Были обнаружены многочисленные дела, документы валялись на полу, личные учетные карточки в коробках были засыпаны строительным мусором…


Таким образом, точку в этой многовековой славной истории завода поставил обычный Арбитражный суд, постановив продать все его имущество с торгов. За смешные копейки его купили люди, проживавшие даже не в России. Нажились — продали. Погрели руки и вторые. Снова продали. Потом третьи, четвертые… И по сей день перекупы продолжают ждать прибыли с останков этого некогда монстра российской и советской промышленности.


Семья заводчиков Поклевских, выкупив в свое время, в 1859 году, обанкротившийся заводик, построила железнодорожную станцию и выселок Поклевского (пос. Троицкий), насыпную грунтовую дорогу от завода к станции, женское и мужское училища, больницу, клуб, жилье для рабочих, библиотеку и народный театр. В Талице хозяева винокуренных заводов открыли даже «Чайную попечительства о народной трезвости».


А вот в 2005-м биохиму не повезло: нового Поклевского не случилось, поэтому все мощности завода попросту разворовали. И это еще раз говорит о нашей равнодушной системе управления. Поклевский, приобретя завод, развивая его, построил целый город, в котором мы сегодня с вами живем, всю необходимую инфраструктуру, объекты быта, культуры, образования и развлечений. А новые собственники превратили в пыль и грязь все, что возводилось потом и кровью многих поколений. И все это именем Российской Федерации…


Известно, что деятельность по производству пищевого спирта всегда находилась под жестким контролем государства. Все эти квоты и акцизы, планы и заявки формируются на самом верху. И можно сколько угодно говорить о рентабельности, эффективности, снижении затрат, факт есть факт: на Руси обанкротить завод, выпускающий спирт, — это надо очень постараться. Я испытываю огромную печаль, поскольку судьба нашего биохима была словно бы предопределена. Он приходил несколько раз в упадок – в 1732, 1859 и 2000-х. Он очень хотел жить, пережил страшную войну, боролся и сопротивлялся, но в итоге умер при активном содействии «талантливых» управленцев, включая самого высокого ранга. И старания сегодняшней администрации по сохранению памяти как самого завода, так и в целом семьи Поклевских-Козелл вызывают не только уважение, но и благодарность.


Александр Толкачев, глава ТГО, поделился со мной проблемой. Дело в том, что сегодня, уже при определившихся перспективах этого исторического проекта, они не могут найти неравнодушных, инициативных людей, которые взялись бы активно за это благородное дело. А ведь таких, уверен глава, в Талицком районе немало. Кто-то может помочь краеведческими материалами, кто-то умеет создавать шедевры деревянного зодчества, создавать литье, ковать. Кто-то просто способен предложить интересные идеи, как именно использовать те здания и сооружения, которые удалось спасти от разорения. Это нужно не только нам самим, это важно для наших детей. И кому как не нам, потомкам строителей родного города, этим заниматься?


Реализация этого проекта выйдет долгой и финансово затратной. На окончательное приведение в должный вид этих цехов, оборудование музеев, торговых павильонов потребуется плюс-минус около 9 лет и десятки, если не сотни миллионов рублей. Спасенная от уничтожения территория будет обнесена забором, высаженные деревья закроют неприглядный вид на постапокалиптические пейзажи, новая дорога сделает комфортными прогулки по исторической части города. Долго, да. Но в любом случае нам этим заниматься, и желательно бы всем миром.
Кстати, дом Б.Н. Ельцина также практически выкуплен администрацией, в нем тоже будет размещен музей — первого президента страны. Как бы мы к нему ни относились, но этот человек тоже является частью нашей большой истории.


А.Комаров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: