Стартовала вторая рабочая неделя нового учебного года. Ученики после долгих летних каникул вернулись в родные классы, учителя вновь старательно прививают многим из них дисциплину и усидчивость. Казалось бы, этот этап проходил каждый из нас: 9 или 11 лет мы получали образование в школе, изучали основополагающие истины, знаниями о которых должен обладать каждый образованный человек. Но в последнее время школы претерпевают значительные качественные изменения, за счет которых образовательные учреждения становятся не только местом освоения школьных предметов, но и полноценным «билетом в будущее», который предполагает огромный пласт воспитательной работы, профориентационные уроки и еженедельные «Разговоры о важном». Школа давно не та, какую мы знали раньше, и это, безусловно, огромный шаг к более качественному образованию или, если хотите, возвращение «старого-доброго», что некогда исчезло, а теперь вновь появляется в образовательных учреждениях ТГО. Расскажем о том, чем сегодня живут талицкие школьники. Но одного рассказа в этом случае будет мало, поэтому еще и узнаем у старшеклассников и педагогов, как они сами относятся к преобразованиям в школах.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
«Сегодня каждый из учителей страны работает над формированием единого образовательного пространства. Уроки профориентации для средней и старшей школы в талицких образовательных учреждениях — еще одно звено этой системы, оно дополнит школьную среду и сформирует необходимые профессиональные навыки и умения у детей. Хочу подчеркнуть, уроки профориентации для нас не новы, многие школы уже реализуют профильные программы обучения. Кроме того, непосредственно сотрудничают с Талицким Центром занятости. Например, в МКОУ «Талицкая СОШ №1» уже несколько лет реализуется проект «Будущее начинается сегодня». Школьники вместе с сотрудником Центра Г.Г. Полеводовой и классными руководителями посетили предприятия и организации района и увидели, в чем заключается работа тех или иных специалистов. Результаты проекта уже заметны, поэтому нет сомнений в том, что появление профориентационных уроков сыграет роль в становлении школьников и их профессиональном самоопределении. В дальнейшем, я уверена, курс «Россия – мои горизонты» позволит каждому ребенку стать успешным взрослым», — отмечает методист ИМЦ Управления образования администрации ТГО Анастасия Григорьевна Суворова.
С этого года во всех школах Свердловской области стартовал новый обязательный курс уроков по профориентации «Россия – мои горизонты». Так, учащиеся 6-11 классов на протяжении всех лет обучения будут осваивать единую модель профориентации, которая, как предполагается, поможет им определиться с выбором будущей профессии. Уроки, посвященные той или иной профессии, будут проводиться в талицкихшколах по четвергам. Ребята узнают о достижениях России в промышленности, сельском хозяйстве, информационных технологиях, медицине, инженерии, и о других инновациях, об этом заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на полях Всероссийского фестиваля по профессиональной ориентации «Билет в будущее» в Екатеринбурге. В школьной программе на учебный год запланированы 34 занятия, на которых ребята будут знакомиться с новыми профессиями, востребованными, прежде всего, в муниципалитетах и предприятиях области.
«Важность изучения отраслей экономики нашего региона и особенности новых профессий всем понятна и очевидна. Каждое занятие разработано с учётом разных возрастов учащихся. При этом наши старшеклассники, в большинстве своём, уже сориентированы на конкретные профессии. Эта работа в Свердловской области ведётся в рамках инициированной губернатором Евгением Куйвашевымпрограммой «Уральская инженерная школа», – сказал министр образования и молодёжной политики Свердловской области Юрий Биктуганов.
Не будем забывать еще и о том, что помимо профориентационных уроков, которые еженедельно станут посещать наши школьники, во многих школах ТГО продолжают открываться профильные классы. Только в этом году у нас появятся железнодорожный класс в Троицкой СОШ №62, психолого-педагогический класс в школе №55, медицинский в Троицкой СОШ №5.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С прошлого года во всех школах района появились советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Впервые должность советника была введена в России в школах в сентябре 2021 года по инициативе Министерства просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ». С их появлением в школах значительно увеличилось количество воспитательных и просветительских мероприятий, которые направлены на всестороннее развитие детей. Уже в минувшую первую учебную неделю во всех образовательных учреждениях района состоялись мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом, Международному Дню распространения грамотности, Дню воинской славы (День окончания Второй мировой войны) и др. Объем работы большой, но и смысл в неё вложен не меньший: школьники не только расширяют свой кругозор, но и знакомятся с важными датами для нашей страны. О смыслах и целях ведения такой воспитательной работы рассказала ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор Екатерина Макарова.
— Екатерина Александровна, для чего в школах введена новая должность? Какую роль выполняют советники?
— Главная цель советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – решение широкого спектра задач, направленных на развитие личности подростков путем правильного формирования духовных, нравственных ценностей и установления правильных социальных ориентиров. Проще говоря, специалист поможет детям заниматься активным досугом, который расширит их культурный диапазон.
— Какие мероприятия проводят советники?
— Советники ежемесячно проводят мероприятия, классные часы, приуроченные к Дням единых действий.Это памятные даты нашей страны, о которых специалисты рассказывают ребятам, окунают их в историю России, вспоминают великих ученых и проводят различные активности.
— В чем лично вы как куратор видите смысл этой работы?
— Основной упор в таком общении – социальные аспекты и активная внеклассная жизнь школьников. А главная задача – помочь подросткам определиться с выбором своего жизненного пути. Я считаю, что это очень ценно, нужно и важно, ведь когда ребенок окончит школу, у него будут не только знания, но и понимание, кем он хочет стать и куда пойти учиться, развиваться дальше. Также школьники должны не только знать об общественной жизни, но и активно участвовать в ней, реализуя свои возможности. При этом важно формировать правильные ценности: Родина, природа, человек, дружба, семья, знание, здоровье, труд, культура, красота. Советники в образовательных организациях помогают формировать их и развивать через активную социальную деятельность.
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» И ЦЕРЕМОНИЯ ПОДНЯТИЯ ФЛАГА
О том, что поднятие государственного флага и исполнение гимна Российской Федерации во всех школах страны по понедельникам стало обязательным, мы рассказывали еще в прошлом году. Сегодня эта традиция прижилась и, надо отметить, пошла на пользу школьникам. Дети (что вызывает удивление!) выучили гимн, смирно стоят при поднятии флага и относятся к еженедельной церемонии с должным уважением. Сразу после торжественного момента ученики расходятся по классам на урок «Разговоры о важном» — еще одно нововведение прошлого года. Каждую неделю на этом первом уроке рассматриваются различные темы. На этой неделе, к примеру, школьники совершили виртуальное путешествие по России, узнали о природных достопримечательностях страны и познакомились ближе с известными путешественниками. Стоит отметить, что у педагогов есть методические рекомендации по каждой теме, что снимает с них и без того большую нагрузку. Очевидно, что любая подобная активность подразумевает пользу для учащихся, должна (предположительно!) быть им интересна и актуальна. Как на самом деле ученики относятся к подобным нововведениям? Об этом рассказали ученицы старших классов МКОУ «ТалицкаяСОШ №1», они высказали почти полярные мнения.
— Девочки, о чем вы беседуете на «Разговорах оважном»? Ценны ли для вас эти уроки?
Ученица 11 класса: «На «разговорах» мы говорим происторию нашей страны, культуру, известных личностях. Я не вижу никакой ценности в этих уроках, потому что как таковых полезных знаний они не приносят, а время для сна отнимают».
Александра, 9 класс: «Чаще всего темы связаны с географией или историей, учитель всегда преподноситматериал интересно, показывает видеоролик, а потом устраивает викторину или что-то подобное. Темы для меня полезны, особенно исторические, потому что имеюогромную тягу к изучению истории страны, поэтомублагодаря данному предмету я могу её изучать.
— Как ваши одноклассники относятся к «Разговорам»? Интересны ли вам темы?
— Думаю, что ребятам в старших классах интересны уроки и темы только по их профилю. Тем более что каждый из нас мечтает спать по утрам чуть больше, а «Разговоры о важном», повторюсь, только отнимают наше время зря.
— У моих одноклассников очень разные мнения насчет этого предмета, одним нравится, другим не очень, третьим нравится, но не все.
— Как относитесь к церемонии поднятия Флага и исполнения Гимна? Ощущается ли разница в дисциплине, когда эта процедура только была введена и сейчас? Зачем это нужно?
— Честно говоря, я не приветствую введение этой традиции. Есть ощущение, что из школы делают тюрьму, где с каждым годом появляется всё больше и больше правил. Думаю, что мало учеников понимают истинную ценность этого и ходят на церемонию, потому что так сказали учителя. По моему мнению, эта церемония нужна, чтобы привить патриотизм и любовь к Родине.
— Момент поднятия Флага очень необычен, особенно когда ты и есть тот человек, кто его поднимает. Ты чувствуешь некую ответственность, когда делаешь это. Авот когда поешь Гимн, ощущаешь какую то гордость и понимание, что ты поешь не какую-то поп-музыку всей школой, а песню Великой страны. Дисциплина с каждым месяцем менялась, и даже сейчас, когда она кажется безупречной, есть еще куда стремиться.
— Для вас школа это лишь учёба или нечто большее?Например, место, где можно развить свои способности, проявить лидерские качества?
— Для меня школа — это второй дом! Я обожаю наших учителей, свой класс и каждое мероприятие. Подготовка к каждому из них — это развитие умения работать в команде, хотя порой бывает сложно прийти к единому мнению. Любая внеучебная деятельность, конечно, помогает проявить лидерские качества и показать, на что мы способны. Школа научила меня ответственности и дисциплине. За эти годы я успела и провести ёлки для младших классов, и поработать на летней детской площадке, провести несколько мероприятий, подготовить День учителя. Здесь мне помогли многогранно раскрыть мои способности и понять, что у меня лучше всего получается, а что хуже.
— Школа, помимо учебы, это еще одна некая жизнь, в ней ты учишься всему: любить, ошибаться, коммуницироватьс другими, пробовать что-то новое, планировать свое время и, конечно, получать новые знания…
Но и это еще не все. В минувшем учебном году на базе школ ТГО были созданы первичные отделения «Российского движения детей и молодежи». По принципу и устройству они схожи со знакомыми многим пионерскими, комсомольскими объединениями. В этом же году движение набирает обороты. О новом дыхании былой пионерии обязательно расскажем в следующих номерах газеты.
А пока немного выводов. Даже я, сравнительно недавно закончившая обучение, обратившись к сегодняшнему её устройству, удивляюсь, насколько сильно изменилисьоблик и ритм жизни в моей родной школе. Уроки профориентации, «разговоры о важном», церемония поднятия флага – все эти нововведения последних лет кардинально незнакомы многим, но так или иначе имеют смысл для всех нас. Почему? Да потому что сегодняшние школьники уже завтра станут взрослыми, осознанными гражданами нашей страны, и многие (в это хочется верить особенно!) будут своими руками ковать общее будущее. А какое именно будущее ждет всех нас, это как раз-таки и зависит от того, какие ценности мы передадим нашим детям. Научим ли мы их ценить и любить свою Родину? Сможем ли привить уважение к истории? Удастся ли нам научить детей реализовывать свой безграничный потенциал? Думается, что для этого сегодня делается все необходимое.
И. Конюкова