20 лет назад мир для него потерял краски и превратился в бесконечную ночь…
6 лет он не покидал стен квартиры, не ощущал прикосновения теплых солнечных лучей, дуновения ласкового ветерка…
27 сентября Анатолий Иванович Мальцев отметил 88-й день рождения. Поздравить его с такой серьезной датой пришли сын со снохой, внучки Настя и Катя. Как обычно, накрыли праздничный стол, поздравили именинника, пожелали ему здоровья. Он слушал знакомые голоса, а мысли его уносили в далекое прошлое.
Родился он в деревне Мальцева Тугулымского района, в простой крестьянской семье. Было у родителей всего двое ребятишек — сынок да дочка. Зимой они бегали в школу, а летом помогали отцу с матерью в поле, на покосе, по хозяйству.
Мирный порядок жизни нарушила грянувшая война. Заголосили бабы по деревне, провожая на фронт мужей, сыновей. Ушел и отец, а в 1943 году семья получила похоронку. Билась в рыданиях мать, оплакивая единственного кормильца, а потом, завязав потуже черный платок, как и сотни других вдов, впряглась в работу. Единственному мужчине в семье — Анатолию шел шестнадцатый год. Стал он для матери помощником и опорой. Она рада была и такой поддержке, ведь всем в деревне было тяжело: старики, женщины, подростки, дети заменили ушедших на войну мужиков.
Едва сыну исполнилось 17 лет, принесли в дом повестку: пришла пора и младшему Мальцеву взять в руки оружие и защищать родину от ненавистного врага. Собирая ночью солдатскую котомку, мать омыла слезами все собранные вещи. А утром ее с трудом оторвали от сына: боялась, что больше не увидит кровинушку.
Сначала новобранцев отправили обучаться азам военного дела, потому что многие из призванных юнцов даже оружия в глаза не видели. А потом погрузили в вагоны, и эшелон отправился на восток. Хоть и погоревали поначалу солдатики, что не придется им добивать проклятого фашиста, но понимали, что войны с Японией не миновать, поскольку она выступала на стороне Германии. Коварный враг дожидался момента, чтобы напасть на нашу израненную, но не сломленную страну. Многие знали по рассказам дедов, как в русско-японскую, в 1904-м, полегло немало русских воинов в боях с японцами. Больно было и от того, что те жертвы были напрасными: войну-то проиграли…
Долгой была дорога на восток, о многом велись бесконечные разговоры, но каждый для себя решил, что не посрамит памяти погибших отца, братьев.
Война с Японией была недолгой: с августа по сентябрь 1945 года. Наступление советских войск было стремительным, завершившись разгромом японской армии. Одержанная победа вернула СССР потерянные в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Курильские остра и Сахалин.
Судьба хранила молодого солдата: ни ранения, ни царапины, хотя пехотинцам всегда доставалось больше всего.
В 1947 году часть перебросили с Дальнего Востока в Германию, в Лейпциг, где стояла наша танковая дивизия. Служба для солдата Мальцева закончилась в 1951 году. Живой, красивый приехал он в родную Мальцеву. Радости матери и сестренки не было границ: не могли насмотреться на дорогого гостя, не знали, куда посадить и чем накормить. Тянулись в дом и односельчане: всем хотелось расспросить о том, что происходит в мире, а Анатолий Иванович к своим 24 годам повидал многое: поколесил по Германии, пешком с боями прошагал по Манчжурии.
А потом началась мирная жизнь, к которой трудно было привыкать вчерашнему солдату. Сначала поступил на учебу в Камышлове, осваивал работу на зерноуборочном комбайне. Получив востребованную в сельском хозяйстве профессию, некоторое время работал в родной деревне. Потом перебрался в Талицу, поближе к двоюродному брату. Здесь и осел, как говорится, пустил корни. В 1967 году женился, здесь родился его сын Сергей.
В последнее время, до выхода на пенсию, Анатолий Иванович трудился в производственных мастерских лесотехникума. Был и слесарем, и сантехником — его руки не боялись никакой работы.
А 20 лет назад его жизнь изменилась: вечером спать ложился зрячим, а проснулся в темноте. Что произошло с его зрением, объяснить не может, но вся дальнейшая его жизнь превратилась в сплошную ночь. Трудно привыкал к положению беспомощного инвалида. Благо рядом жена — Анна Андроновна стала его глазами.
Некоторое время старики жили в Доме ветеранов по ул. Луначарского, 10, а в 2009 году Анатолию Ивановичу как участнику Великой Отечественной войны дали благоустроенную квартиру в новом доме по ул. Ленина, 73. Всем хороша квартира: просторная, теплая, светлая, но одно плохо — находится на 5 этаже.
«Я еще кое-как могу сползти вниз, — рассказывает Анна Андроновна, — а вот подняться наверх уже нет сил. Поэтому и сидим с дедом все время дома». В квартире Анатолий Иванович безвылазно с 2009 года, с тех пор, как въехали сюда. Одна радость: в теплую погоду можно выйти на балкон, вдохнуть свежий воздух, услышать голоса птиц, городской шум. Разве что мыслями он возвращается в то далекое время, когда мир был окрашен в яркие цвета.
Жалко ветерана! Казалось бы в его случае не нарушены ни Указ Президента №714 от 7.05.2008 года «Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», ни Федеральный закон №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах», но почему-то никому из чиновников, вручающих ордер слепому фронтовику, не пришло в голову: а как двое стариков на девятом десятке лет будут добираться в свою квартиру? Лифтов в наших многоквартирниках не имеется!
А как бы было хорошо, живи они на первом-втором этаже, выйти им летним утром во двор, посидеть на лавочке, пообщаться с соседями пожилого возраста.
Нет, они не жалуются, наслаждаются теплом и всеми удобствами, о которых еще 10 лет назад и не мечтали. Радуются, когда в дом заглянет редкий гость. Вот и наш визит их порадовал, они вспомнили о прошедшей жизни, посетовали на события сегодняшнего дня. Рассказали о сыне со снохой, внучках, которые не забывают их, часто навещают, помогают. А в остальное время они так и живут: одни глаза и уши на двоих (у Анны Андроновны с возрастом слух стал теряться)…
Остается пожелать им сохранить последнее здоровье на долгие годы, положительных эмоций, радости, внимания и любви близких.
Елена Малова