03.12.2015      1961      0
 

Где закрыта выгода?


Весь магазин — театр

Казалось бы, ответ на поверхности: тот, где цены ниже, конечно. Где выбор побольше, а качество при этом повыше.

Но на деле, как начнешь вникать, то становится ясно: на этом рынке происходит много манипулирования покупательским сознанием. Яркие вывески больших торговых центров сулят вам изобилие за смешные деньги. Зайдя из любопытства, человек, сам того не осознавая, попадает в «заботливые» руки и становится объектом грамотной обработки команды съевших немало собак на своем деле психологов, маркетологов и мерчендайзеров, которые отнюдь не заинтересованы в том, чтобы в итоге хорошо было именно вам. Вам предложат соблазнительную скидку, вы рады как слон — и кладете в корзину пяток других товаров, не замечая, что цены на них заметно выше ожидаемых. И после занавеса этого маленького спектакля вы обнаруживаете, что расстались с суммой куда большей, чем планировали. Справедливо сказано в известном фильме: «учись, студент»!

Несмотря на визгливые нотки во мнениях западной прессы, наша страна — живой и неотъемлемый член глобального экономического организма. Поэтому российский рынок розничной торговли растет по сценарию, характерному для всего современного мира. Сетевые супермаркеты повсеместно лезут как грибы из земли и неумолимо переманивают клиентов у местных магазинов. «Наживкой» служат и частично пониженные цены, и вроде как изобильный ассортимент товаров, и продуманные условия совершения купли-продажи. Естественно, устоять в неравной борьбе с динозаврами рынка могут далеко не все. Поэтому часто местные магазины закрываются сразу, как только по соседству возникает очередная «Пятерочка». Это понятно — их издержки в сумме оказываются выше, чем у крупных конкурентов. У тех — более высокие закупочные цены для оптовиков, им легче оплатить аренду, выплатить зарплату персоналу, и еще десятки конкурентных преимуществ.

А что на это власть? Она видит ли вообще, что малые предприниматели, торгующие продуктами в розницу, не могут выстоять в конкурентной битве с агрессивными сетевиками? И мало того — государство через думское лобби создает преимущества крупному бизнесу и затягивает петлю на шее мелкого, что мы все более отчетливо, хотя и без бурной радости, наблюдаем в нашем родном городе Талице.

Это в корне нездоровая ситуация, и важно то, что ущемляет она и права нас с вами — обычных покупателей.

Кроме того, что у нас становится меньше возможностей для выбора, куда пойти, район несет значительные перспективные потери в развитии местного малого предпринимательства. Рост числа сетевых магазинов скверно влияет на развитие культуры розничной торговли в нашем городе и на разнообразие подходов к привлечению покупателя. Налоговые отчисления от «пришлых» торговых компаний в местный бюджет почти не попадают, а утекают к месту регистрации этих компаний. Давайте посмотрим, как устроен типичный сетевик.

В основе схемы жизнедеятельности сетевой структуры — это типичный торговый зал с оборудованием в каком-нибудь далеком городе российской глубинки (например, в Талице). Поставками товара занимается отдельное транспортно-логистическое ООО (как и магазин, оно функционально входит в единую схему, номинально являясь самостоятельным юридическим лицом). Эти два звена платят налогов за выручку очень мало — работают практически по себестоимости и жалуются на все стороны, что почти что убыточны. А весь навар с территорий концентрируется и течет к центральному высшему звену — конторе, ради счастья и благосостояния которой и ходит дружно в ее магазины вся страна. Это головное предприятие имеет самую высокую доходность, но нам с вами от этого ни холодно, ни жарко — платит оно налоги по месту регистрации где-нибудь в городе Краснодаре. А талицкий бюджет получает, скажем прямо, копейки арендной платы за торговый зал и склад. Вот вам и социально-ориентированный бизнес двадцать первого столетия.

Ближе к Талице

Было бы крайне любопытным делом подсчитать экономические потери для районного бюджета от работы сетевиков (названия, понятное дело, не приводим — они и без того очевидны). Разве итоги этих нововведения так уж хороши для экономики ТГО, для местного бизнеса? Да, появились новые рабочие места, кто-то получает арендную плату. А что же маленькие магазинчики, которые вынуждены вешать замок на входе? А что люди, оставшиеся без средств к существованию? В администрации ТГО экономисты жалуются — недовыполняем план по акцизным сборам, а эти средства предназначались для пополнения дорожного фонда на будущий год. И поэтому дороги чинить в 2016 году будет не на что — за что отдельное спасибо от водителей и пассажиров
Кто-нибудь из экономистов администрации городского округа просчитывал экономические потери от появления в городе сетевых магазинов? Что город выиграл от этого, кроме десятков рабочих мест и благоустройства прилегающей территории? Сетевики активно пользуются городской инфраструктурой, в первую очередь дорогами, которые страдают от большегрузного транспорта. Это отражается на состоянии районного дорожного фонда?

Своим мнением о взаимоотношениях местных и сетевых магазинов поделилась директор магазина «Аквариум» Марина Корякина:

— Сегодня покупатель идет в магазин не только за покупками, а еще и за положительными эмоциями, общением. Поэтому магазины, в которых поддерживается «домашняя» атмосфера, будут выигрывать у крупных сетей. Большие торговые центры становятся все более безликими, в них человек чувствует себя деталью на конвейере.

— В чем коренное отличие и, возможно, преимущество местных магазинов от федеральных сетевых супермаркетов?

— Магазины, подобные нашему «Аквариуму», в корне отличаются своим подходам к тем услугам, которые оказывают своим клиентам. В отличие от сетевиков, для нас окажутся гораздо неприятнее последствия продажи, например, не самого качественного товара или просто некорректного отношения к посетителям магазина. Мы живем в маленьком городе, где все друг друга давно и хорошо знают. И поэтому новость, что магазин продал кому-то плохой товар, разлетится в мгновение ока и болезненно ударит по репутации торгового предприятия — причем на годы.

Но давайте не будем о грустном. Впереди — всенародно любимый Новый год. Он уже дарит предвкушение праздничного настроения, прекрасных сюрпризов и подарков. Радуйте своих детей, близких вам людей новогодними сладкими наборами! «Аквариум» поможет укомплектовать вкуснейший подарок на самый изысканный вкус сладкоежек — причем это не обойдется вам в завышенную цену, потому что сладости будут без подарочной наценки, которой, увы, «грешат» многие торговцы.

Собственными глазами. И кошельком

Автор этого материала умышленно сравнивал ценники в двух сетевых магазинах и том же «Аквариуме». Выяснилось следующее: несмотря на агрессивную ценовую политику сетевых магазинов, они тут же стремятся скомпенсировать свои сниженные на десяток-другой товаров цены за счет ощутимой прибавки на сотню прочих позиций. Набрав корзину продуктов в «Аквариуме», ушел с приятным ощущением: расходы, вопреки ожиданиям, ничуть не отличаются от затрат в сетевике. Товар размещен приятнее, потеря ценника здесь — дело невозможное, а в сетевом супермаркете иногда приходится звать сотрудницу: где цена? Она уходит на пять минут, чтобы «пробить по базе» и сообщить вам. Общая атмосфера в «Аквариуме» после посещения федерального магазина — как оказаться дома после работы. В общем, итоговые расходы одни и те же в обоих случаях, а по ощущениям, удобству и отношению персонала — сетевик ни в какое сравнение с «Аквариумом» не идет. Это как сравнивать роботизированный хлебозавод с большой семейной пекарней.

И еще о наболевшем. Спросите, например, у талицких фермеров: почем молокозавод берет у них литр молока, за какую цену литр завод продает магазинам — и посмотрите сами, какую цифру мы видим на полке магазина. Здесь давно идет война на истребление «малышей»: ценовую планку задирают отнюдь не местные небольшие магазины — они бы и рады продавать близко к себестоимости, но разгул аппетитов гигантов рынка гонит розничные цены вверх, чтобы сетевым супермаркетам проще было задавить малый розничный бизнес под иезуитским лозунгом: «а у нас все дешевле»! Так обманывают нас, дорогие читатели. Так суют палки в колеса малому предпринимателю.

Подводя черту

Мировая практика работы местных несетевых магазинов доказывает, что мирно сосуществовать с крупными торговыми центрами и супермаркетами они могут, и вполне неплохо, для всех, особенно для покупателей. Ведь небольшие магазины, которые на Западе называют convenient stores, или «магазины по соседству» имеют ряд преимуществ перед своими большими собратьями. Об этом чуть подробнее.

Итак, каковы аргументы в пользу того, что следует активнее навещать магазины местных предпринимателей?

— у них нет «конвейерного» подхода к покупателю
— выше личная заинтересованность продавца продавать только качественный товар
— есть разнообразие и вариативность подхода к ведению бизнеса у разных небольших магазинов
— более оперативная смена ассортимента, отвечающего запросам покупателей
— многие направления продукции более свежие и качественные (кондитерские изделия и др.)
— дополнительные услуги (оформление покупки и т.п.)
— приятные события: акции, подарки
— различные налоги местный магазин платит в местный же бюджет, это помогает развивать родной город.

Мы никогда не должны забывать: любой из нас обладает свободой выбора — это наше неприкосновенное право. Другое дело, что современная цивилизация все шире и эффективнее осваивает изощренные методики влияния на массовое сознание — это все мы наблюдаем и в политической, и в социальной жизни. Но особенно ярко, натужно эксплуатируются такие методы в коммерции. В результате работы с мировоззрением и поведением потребителя большинство из нас все реже задумывается, зачем он совершает то или иное действие, приобретает то, что ему, может, вообще и не требуется. К сожалению, общество все отчетливее усваивает черты, заботливо подпитываемые в нем к выгоде большой коммерции — потребительское отношение к жизни и окружающим, восприимчивость к хитро выстроенной в чьих-то интересах информации. Это более отчетливо наблюдается в западноевропейском и американском массовом сознании, и, никуда не денешься, становится все более зримой реальностью и у нас.

Но, как говорится, огорчает другое. Малый бизнес должен играть более важную роль в экономике и талицкого городского округа, и страны в целом. Это просто непреложное условие для того, чтобы наша экономика шла вперед, перестав буксовать на сырьевых рельсах. Именно малый бизнес дает стране рабочие места (около 40% всех вакансий), возможность экономически активному населению развивать частную инициативу, а также большей частью покрывает потребность населения в сфере услуг и торговли (там, где невыгодно открываться сетям). Есть простая связь между эффективностью и здоровьем местного бизнеса и благосостоянием местного бюджета, который обязан решать сотни вопросов в пределах вырученных через налогообложение сумм. Растущее бремя налогов на малый бизнес — это особая и довольно болезненная тема.

В Талице продолжают открываться новые сетевые супермаркеты. Их якобы идеальное великолепие — дело шибко спорное. Но в итоге местный бизнес терпит убытки, уютные небольшие магазинчики сворачивают работу, налоговые поступления в бюджет скудеют. Мы все теряем небольшие, но приятные мелочи в обслуживании, становимся клиентским сырьем для большой торговой индустрии.
Поэтому, взявшись завтра утром за продуктовую сумку, собираясь за пополнением вашего многоуважаемого холодильника, подумайте немного о том, что свое будущее мы должны делать сами и не оставлять это дело никому.

И. Гладких.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  
В каком формате вы читаете книги в последнее время?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: