Каждый ребенок имеет право на творчество. Дети с ограниченными возможностями здоровья — не исключение. Светлана Михайловна Сибирякова уже 17 лет работает в Троицком Доме детского творчества педагогом творческого объединения детей с ОВЗ «Я сам». Чуткая и добрая, она к каждому кружковцу находит свой подход. Творческое объединение «Я сам» пример того, как можно любому ребенку, невзирая на его физический предел, начать реализовать свой творческий потенциал. Какими талантами обладают дети с ограниченными возможностями? Нужны ли дети-инвалиды в обществе? Какой поддержки не хватает особым детям от нас? Светлана Михайловна ответила на эти и другие вопросы.
— Как вы сами пришли к тому, что начали специализироваться на работе с инвалидами, что бы вы рассказали о ваших рабочих буднях?
— На индивидуальных занятиях я стараюсь найти подход к каждому, поговорить с ребенком, и, учитывая желания, создать за короткий промежуток времени какую-нибудь игрушку или поделку. Например, (показывает на необычную шахматную доску с зайчиками и птенцами) вот это пасхальные шахматы, созданные одним из кружковцев.
— Бытует мнение, что дети инвалиды рождаются от неблагополучных родителей, ведущих неправильный образ жизни. Согласны ли вы с этим?
— Не всегда. Говорят, плохим матерям такие дети не даются. На мой взгляд, родители детей с ОВЗ намного терпеливее, душевнее. Конечно, во всем есть исключения, к сожалению.
— Какие особенности вы встречаете у детей с ограниченными возможностями?
— Они очень любят жизнь, они хотят жить. В студии занимается девочка, прошедшая химиотерапию. У нее очень большое сердце, она любит весь мир и часто говорит: «Я так хочу, чтобы у меня было много друзей». Наверное, пока на краю пропасти не постоишь, не поймешь, что самое главное — жизнь, возможность дышать и любить.
— Нужны ли дети-инвалиды в обычном обществе?
— За 17 лет практики, я проанализировала большой объем информации. Самое интересное, что процент особых детей, даже с развитием высоких технологий, не уменьшается. Значит, они для чего-то нужны. Дети с ограниченными возможностями здоровья служат своеобразными «индикаторами», которые через наше отношение к ним, показывают человеческие и моральные проблемы, с которыми мы живем.
— Должны ли они ходить в обычный сад или школу, сидеть за партой со здоровыми людьми?
— По моему мнению, в нашей стране очень торопятся с инклюзивным образованием в том смысле, что его нужно вводить постепенно и очень осторожно, чтобы права всех детей были защищены. Спешка в этом вопросе может только навредить.
— Видите ли вы проблему в том, что здоровые люди не обращают должного внимания, не оказывают должной помощи инвалидам? Возможно, в нашем районе не на высоком уровне развито волонтерство?
— Волонтерство — это очень злободневная тема на данный момент. Я не владею всей информацией, но лично сама не замечала, хотя слышала от своих девочек, что им была оказана помощь. Мы сами хотим заняться этим вопросом.
— Как на ваш взгляд общество должно поддерживать таких детей?
— Я считаю, что не нужно проводить особых мероприятий только для детей-инвалидов, делить праздники на мероприятия для здоровых детей и для детей с ограниченными возможностями. Лучшая поддержка — это помочь ребенку «включиться» в процесс игры на том же утреннике, например.
— Как вы думаете, почему так случается, что кто-то рождается здоровым, а кто-то нет?
— Наверное, это все-таки знак свыше.
— Что бы вы могли пожелать особым детям? Каких слов поддержки им не хватает, по вашему мнению,от окружающих?
— Сил, сил детям и их родителям. В Советском Союзе часто говорили: «Жалость унижает человека». Никого она не унижает! Особых детей нужно постараться понять. Если есть силы, то полюбить, если нет, то просто понять.
Дарья Берсенева
студия журналистики «Арт-Медиа»