«Мы с девочками стоим на учете в Центре занятости уже второй год. На работу никуда не берут, потому что считают нас уже древними: одной из нас 45 лет, другой — 50, третьей -51 год, и самой старшей — 53. Когда приходим устраиваться, то сразу спрашивают о возрасте, а узнав, сколько нам лет, начинают придумывать массу причин, чтобы отказать, мол, у нас все на конкурсной основе. Некоторые отвечают откровенно: вы нам не подходите. Если звоним по телефону туда, где есть вакансии, то тут вообще не стесняются, спрашивая о возрасте, и отвечают без задержки: «Ой, что вы, по возрасту не подходите!»
В Центре занятости тоже ничем помочь не могут: работа для нас, динозавров, только одна — уборщица, дворник, посудомойка, официантка и т.д. А у нас, женщин 45-53-х лет, имеются дипломы, свежие сертификаты (мед. работник, бухгалтер, делопроизводитель, продавец).
Ходят разговоры о том, что хотят повысить пенсионный возраст для женщин. И куда нас всех, безработных, будут девать? Давайте пенсию тогда с 45 лет, если не нельзя трудоустроиться. Как жить, если не на что жить?»
Л.Г.
На первый взгляд, это письмо не рассказало ничего нового, и Америки не открыло, как говорится. Те, кому хоть однажды приходилось побывать в роли безработного и заниматься самостоятельно поиском работы, почувствовали на себе унизительность и бесправность этого положения. Ты становишься никому не интересен, на тебя смотрят как через стекло, знакомые, встречаясь на улице, отводят взгляд, делая вид, что не узнают. Предлагаемые вакансии мало привлекательны.
Но все это — лирика, а если говорить в общем, то данная проблема зародилась еще тогда, когда наша страна избрала другой путь развития, появились новые формы собственности — государственная недвижимость перешла в частные руки. И вроде никто не отменял право граждан на труд, которое им гарантировано главным законом страны Конституцией, но и преследовать неработающих за тунеядство перестали. Одним словом, за что боролись, на то и напоролись.
Множество специалистов изучают данную проблему, пытаясь объяснить это явление. Некоторые связывают его с тем, что во многих сферах значительно омолодились коллективы, где до 80% сотрудников — люди не старше 35 лет. И возглавляет их такой же молодой руководитель, которому намного проще управлять специалистами, не обремененными опытом. Это так называемая «соковыжималка» по американскому типу. Пример тому — сетевые компании, где молодежь действительно «выжимают» месяц-другой, а потом прощаются с ними, как с неперспективными. Попробуй так поступи со зрелым специалистом! Поэтому и существует мнение, что молодые — лучше, гибче, эффективнее. Хотя есть собственники, для которых возраст специалиста — не камень преткновения, они ищут профессионалов и ценят результат, а не «горящие» глаза. Автор письма при встрече рассказывает, что ей, имеющей диплом об образовании, как-то обидно становиться поломойкой. Бывая в организациях и учреждениях, она видит много работающих пенсионеров, в то время как ей места не находится. Резонный ответ, что некоторые пенсионеры для работодателей ценней, как специалисты, чем молодые и незнакомые претенденты, она принимает неохотно, хотя в недалеком будущем она сама пополнит армию пенсионеров. Тем более, что по постановлению Президента РФ пенсионеры при желании могут спокойно трудиться, если они еще могут приносить пользу. Ведь возраст возрасту рознь, нельзя всех мерить по одной шкале. Неслучайно возраст как бы складывается из трех составляющих: биологический, психологический и фактический. Фактический — это то, что в паспорте записано, биологический — состояние тела, запас физиологических, энергетических сил и ресурсов, психологический — насколько личность гармонична и целостна. Случается, что по паспорту — 40, а физически человек готов выйти на пенсию, состояние души тоже соответствует этому. А бывает, что несмотря на возраст, человек молод и состояние его души, физического и энергетического потенциала таково, что и молодому за ним не угнаться.
Хотя наша страна — вообще страна парадоксов. У нас сорокалетнего человека уже считают стариком, а в других странах — это еще молодежь. Так по возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения: 25-44 — молодой возраст, 44-60 — средний возраст, 60-75 — пожилой возраст, 75-90 — старческий возраст.
СУМЕЙ ПРОДАТЬ СЕБЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
Обратившиеся к нам женщины подчеркнули, что второй год состоят на учете в Центре занятости. Получается, что специалисты не оказывают им помощь в поиске работы? Чтобы не быть голословными, обращаемся за комментарием к директору Талицкого Центра занятости Угрюмовой О.В. Согласно ее информации, в 1 квартале 2018 года на учете состояло 310 граждан, уровень безработицы — 1,39%, причем на конец 2017 года этот показатель был самый низкий, начиная с 1991 года, когда был организован Центр (в России в январе 2018 года безработица составила 5,2% или 3,9 млн.чел.). Из этого числа 274 — безработные, еще 251 человек обращался по поиску работы. Им предлагалось 214 вакансии. Большая востребованность в здравоохранении (врачи, медицинские сестры), образовании (педагоги, воспитатели), сфере бытового обслуживания (продавцы) и др.
Оксана Владимировна рассказывает, что те, кто занят поисками работы, смотивированы по-разному: один приходит обиженный на весь мир, судьбу, а другой готов что-то поменять в своей жизни. Но для того, чтобы быть востребованным в любом возрасте, необходимо соответствовать ряду требований. Для этого Центром предлагается обучение той или иной профессии. Так в этом году 23 человека, имеющие статус безработного, совершенно бесплатно начали обучение. Были предложены следующие специальности: электромонтер, электрогазосварщик, повар, токарь, младший воспитатель, специалист по кадрам, оператор ЭВМ, специалист по социальной работе. Педагогам предложили повышение квалификации. На лето планируется обучение по специальности «машинист-кочегар». В свете того, что еще 5 лет назад в Трудовой кодекс федеральным законом № 236-ФЗ было введено понятие «профессиональный стандарт, сегодня работодатель выдвигает каждому соискателю требования и сертификат о специальном образовании является допуском к работе. Понятно, что не имеющим такого документа отказывают, порой и не объясняя причин. К примеру, у продавца требуют обязательно умение работать на компьютере, знание программы 1С. А нянечка в детском саду должна пройти обучение как младший воспитатель. Наша собеседница подчеркивает, что это — рынок труда и нужно правильно себя представить, доказать свою нужность, а грубо говоря, продать себя.
А что касательно конкурсной основы, на которую ссылаются работодатели, то в соответствии со статьей 36 Закона о занятости населения в РФ №1032-1 им такое право дано. Обратившимся по поиску работы нужно иметь ввиду, что любое направление на вакансию действительно в течение 3 дней. Это — конкурс, и никто никого не будет ждать неделю, поскольку желающих занять вакантное место много.
А относительно дискриминации людей пожилого возраста, то, по словам директора Центра занятости, обучение предлагается и гражданам, достигшим пенсионного возраста, под гарантию их трудоустройства, если есть работодатель, который примет такого специалиста.. Одним словом, никому в обучении не отказывают, но только по тем специальностям, которые у нас востребованы, чтобы средства на обучение не были потрачены впустую.
Что касается возраста безработных, то картина в Талицком районе такова: граждане 30 — 54 лет — 68% (217 чел.); 55-59 лет (мужчины) — 14% (46 чел.); 25-30 лет — 8% (26 чел.); 18-19 лет — 1% (4 чел.); в сельской местности (вместе с Троицким) — 52% (162 чел.). Следует учесть, что это официальная информация, что касается скрытой безработицы, то никаких цифр не имеется. Хотя многие люди уже отчаялись найти работу дома. Некоторые, если позволяет возраст, вынуждены заниматься поисками за пределами района, области.
Что на все это можно сказать? Чтобы оставаться как можно больше востребованным специалистом, необходимо развивать и свой кругозор, и повышать квалификацию, возможно, получать дополнительное образование. Одним словом, не останавливаться на месте, учиться, учиться и учиться.
Е.Малова