«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Талицкого района» совместно со студией журналистики «Арт-медиа» планируют организовать цикл материалов о замещающих семьях, созданных на территории Талицкого района. Вы узнаете, какие рядом с нами живут прекрасные семьи и добрые материнские сердца.
ВСЕ МОИ, НЕТ ПРИЕМНЫХ
Приемная семья. Статистика показывают, что их количество в России растет. Но ведь за каждой сухой цифрой отчета скрывается история маленького человека, которого однажды оставили родители, и семьи, которая захотела подарить ему практически вторую жизнь. Каково это, жить с двумя приемными детьми? Как развить их способности и сделать счастливыми? На эти вопросы за чашкой чая в уютной беседе ответила таличанка Ирина Анатольевна Дьякова, приемная мама для двух детей.
“А почему бы не взять?”
“Как решились взять? Увидели в средствах массовой информации, в каких ужасных условиях живут детишки, немногие взрослые люди такое перенесут. Вот мы и подумали: «А почему бы не взять, если позволяют условия?”. И нам будет хорошо, и деткам.
В нашей семье пятеро детей: двое взрослых и трое младших, двое из которых приемные, ходят в один класс”.
«Мальчишка вообще способный»
“Максима взяли в 2011-м, в Камышлове. Когда пришли за документами, на нас посмотрели, потом на фотографию Максима и начали шептаться, говоря, как мы похожи.
Помню, полгода оставалось до первого класса, а говорим плохо, читать не умеем, половину звуков почти не выговариваем. Начали заниматься. «Максим, о чем прочитал?», а он: «Не помню». Бывало и по 7 раз перечитывал. Зато сейчас — первый чтец”.
“А что читаешь?”, спрашиваю.
“Мне нравятся Дмитрий Емец, Толкиен, Лермонтов, Тургенев…много кто, в общем. А любимый — Пушкин Александр Сергеевич”. Максим удивил знанием как военной прозы, так и стихов великих классиков, театрально зачитав любимые строки.
“Пробовал рисовать в школе искусств, ходил в театральный кружок, но больше всего ему нравятся спорт: лыжи и бег”.
Одна из стен его комнаты полностью занята грамотами и медалями. За отличную учебу, за второе место в конкурсе чтецов, за серебро в недавней эстафете…
“А приемными вас не дразнят?”
Долго думаю, как лучше сформулировать вопрос, да и стоит ли задавать его вообще…
“Нет, совсем нет, — спокойно, не задумываясь, отвечает Максим, — да и если скажут так, то чего здесь такого?”
“Из школы в библиотеку, а потом в художку”
“Это комната Маши, пока ее творческая мастерская. Она и рисует, и шьёт и вяжет”.
Смотрю на красивые, будто с выставки, картины и достаю фотоаппарат, чтобы сделать фото.
«А зачем их-то фотографировать», — со стеснением говорит Маша.
“Машенька приехала с задатками, а здесь уже третий год учится в школе искусств. Вот (перебирая руками бесчисленные листы, Светлана показывает рисунки Маши), это она нарисовала своего преподавателя из художественной школы, а это цветы к дню рождения…”
Смотрю на работы, и вправду видны не только старания и время, вложенные в картины, которые язык не поворачивается назвать детскими рисунками, но и душа.
“Очень много работ мы раздали, подарили. Как сейчас ребята говорят, “самые топовые” картины. Я часто говорю Маше: ”Не бросай, занимайся этим, ты не пропадешь”.
“Это Мария Владимировна”
Во время нашего разговора со Светланой, улыбаясь из-за угла комнаты, за нами наблюдает родная дочка Маша. Без дела она тоже не сидит, переводит текст с английского.
«Это Мария Владимировна. Она с самого младшего возраста любит слушать музыку, поэтому с большой охотой Маша пошла в «музыкалку», на отделение хорового пения. Ещё любит вышивать, у нее это хорошо получается». И ддействительно, на столе рядом с учебником лежит начатая аккуратная работа.
«И английский», — весело добавляет Маша.
Во время всего диалога, Маша ярко улыбалась, а после, пока Ирина Анатольевна разливала чай, весело хохотала и шутила с ребятами.
“Учись, если не хочешь быть глазировщиком сырков”
Договориться о времени интервью было непросто, ведь “в это время у Маши музыкалка, а Максим на тренировке”.
“Все дети учатся хорошо, я их не заставляю, но говорю: ”учись, если не хочешь быть глазировщиком сырков”, не знаю, почему это словосочетание.
Старшие дети уже закончили школу. Сын долгое время профессионально занимался бальными танцами, дочка окончила музыкальную школу, сдала ЕГЭ на сто баллов и поступила в университет”.
Общались мы уже у высокого книжного шкафа, на полках которого духовная литература стоит по соседству с военными рассказами, энциклопедиями…
“Мы стараемся проводить время максимально интересно: устраиваем литературные конкурсы, рисуем дома стенгазету, в этом месяце она посвящена Дню Победы. Скоро лето, будем кататься на велосипедах.
Дети в компьютер у нас почти не играют, максимум, полчаса в день, да и им это не так интересно. Пойдемте лучше чай пить”.
“Все мои, нет приемных”
Уходя из комнаты Маши, замечаю на стене рисунок с подписью «Дружная семья», бережно хранимый в рамке, символично.
“От климата в семье, насколько уютно, радостно дома зависит, чем будет интересоваться ребенок: творчеством, спортом или чем похуже…
Каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье, где его любят, дарят тепло и внимание, прививают уважение к другим, направляют стремиться к чему-либо и быть всесторонне развитым. Пускай мы и не родные родители для Маши и Максима, для нас все на одной планке, иногда и пожурю, и поглажу. Все мои, нет приемных. Надеемся, что и после 11 класса будем общаться и помогать друг другу”.
По официальным данным, в российских детских домах живут тысячи сирот. Часть из них не смогут социализироваться, ведь эти дети лишены жизненных навыков, которые прививаются только в семье. Но радостно признать, что ситуация постепенно меняется. Появляются семьи, такие матери, как наша героиня, которые не остаются в стороне, а занимают активную позицию. И становятся родителями детей из детских домов. А это — вторая жизнь для таких детей, возможность обрести счастье и помочь людям найти друг друга.
Дарья Берсенева, 14 лет
студия журналистики “Арт-медиа”