24.10.2018      1684      0
 

Будем продавать лес Китаю?!



Нам Китай оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…

Как известно, дыма без огня практически не бывает. Если и бывает, то это искусственный огонь, какой используют обычно в цирковых представлениях. Он не жжется и не наносит вреда. Так и слухи, вдруг сами собой появившись, даже самые нелепые, со временем превращаются в действительность.

Редакции стало известно, что одно из старейших предприятий района — ОАО «Талицкий агроснаб» то ли в скором времени будет закрыто, то ли продано, что равносильно прекращению его привычной деятельности.

Напомним, что Открытое акционерное общество «Талицкий агроснаб» было зарегистрировано 4 марта 1993 года администрацией Талицкого района. Основным видом деятельности его была оптовая торговля сельскохозяйственными машинами, оборудованием и инструментами, включая трактора, а также транспортные услуги. «Агроснаб» с течением времени превратился в надежного партнера сельхозпредприятий по поставке им необходимого оборудования, стал таким же привычным, как Талицкий биохимзавод или Троицкий ДОК, другие некогда процветающие предприятия. Где сейчас эти градообразующие заводы, на которых работали несколько тысяч человек? Шутка ли, «умерли» компании, которые в принципе не могли уйти с рынка, когда это водка и древесина были невостребованными? Тем не менее, это произошло. А ведь сначала тоже были неясные слушки, типа «продали питерцам», потом «купили москвичи», а в итоге то ли «греки все себе забрали», то ли еще кто, но факт остается фактом: на месте монстра химической промышленности — настоящее разорение. Нет легендарного талицкого спирта, местной водки, нет дрожжей и премиксов. И ДОКа тоже нет…

С годами еще десятки необходимых району предприятий, казалось бы, вполне преуспевающих и здоровых, прекратили свое существование, люди остались без работы, казна без доходов, территория — без определенных экономических перс-ектив. Я лично считаю случившееся настоящим преступлением против всех. При внешнем соблюдении законности, творился обычный беспредел, процветало банальное воровство. Всегда необходимо смотреть глубже, вперед и видеть наступление возможных последствий, итог. И что мы получили? Пустырь на месте БХЗ с древними и современными руинами, а страна все еще не может справиться с проблемой паленого алкоголя. А знаменитые «бамовские» домики, которые до сих пор стоят в Талице? Работай ДОК сегодня, он бы непременно модернизировался, усовершенствовал виды продукции. Ведь пользуются же большим спросом быстровозводимые финские, норвежские, шведские домики, за валюту их покупают, а они между тем — обычный аналог наших «бамовских». Все просто прос… потеряли, в угоду чьим-то частным карманам.

Так вот, возвращаясь к «Агроснабу». Относительно слухов о грядущей сделке. Разумеется, акционеры как собственники имеют полное право распоряжаться своими акциями — продавать, уступать, дарить, закладывать и т.д. При этом не ущемляя прав остальных акционеров, у которых меньшие стоимости долей. Сегодня возглавляет предприятие генеральный директор Берсенев Владимир Трофимович, у него больше всех процент в уставном капитале. Всего же учредителей (участников) 21, среди них и юридические лица — СПК «Завьяловский», ЗАО «Племзавод-Пионер», КСП «им. Куйбышева».

Основные финансовые показатели предприятия, по данным на 31 марта 2017 г., согласно Госреестру, не так и уж впечатляют: стоимость чистых активов (в рублях) — 4 368 000, выручка — 2 208 000, прибыль — 0, основные средства — 3 714 000, внеоборотные активы на конец года — 4 645 000. Возможно, именно это могло сподвигнуть крупных акционеров к продаже своих долей?

Оказывается, что нет. Слухи, разговоры вокруг «Агроснаба» недавно конкретизировались, зазвучали фамилии, стали известны некие подробности будущей сделки. И главная интрига: продажа-то продажей, но вот кому? Китайцам! Дескать, будет на этом месте большая лесопилка, проводиться первичная обработка леса и отправка его в Китай, благо к территории предприятия подходит железнодорожная ветка. И вот это уже серьезно, ребята, поскольку наши маленькие друзья уже изрядно наследили по всей России.

Китайцев можно обвинять в чем угодно, но только не в отсутствии здравомыслия. Они прекрасно понимают, что леса — это огромное богатство, поэтому у себя их не вырубают, а считают возможным заниматься этим в России с вящего согласия властей. И это — официальная национальная политика Китая. Неоднократно представители КНР сообщали, что экономика страны остро нуждается в лесных ресурсах, поэтому они рассматривают Россию с ее огромными запасами древесины как главного стратегического партнера. И Россия, идя навстречу «партнеру», несколько лет назад отдала в аренду Китаю 1 млн. гектаров леса под вырубку, причем эта шокирующая новость не вызвала практически никакого резонанса. И вот уже огромные лесные пространства Сибири превратились в настоящую пустыню. Зайдя к нам вполне официально, «гости» тут же занялись воровством. В целом по Дальнему Востоку нелегальная продажа леса приносит до 450-500 млн долл. прибыли в год, почти половина этой суммы достается операторам китайского и южнокорейского происхождения.

Поставлю под сомнение целесообразность такого сотрудничества, а именно создание целого ряда предприятий с участием китайского капитала. Что мешает нам, учитывая объемы заготовки деловой древесины и озвученную прибыль, создавать свои? Что мешает, опять же, осуществлять непрерывный контроль за деятельностью иностранцев-заготовителей древесины и своевременно пресекать нелегальные вырубки? И что еще страшно, китайцы тут же открывают сопутствующий «бизнес» — самым варварским способом истребляют животный мир. К примеру, в сводках пограничного управления ФСБ по ДВО обыденными стали подобные сообщения: при задержании китайских курьеров обнаружены то лапы 210 убитых медведей, то 250 кг губ убитых лосей, то 2500 шкурок соболя и т.д.

Серьезный ущерб нанесен за несколько лет лесам Иркутской области. Приобретая разрешение якобы на санитарную рубку, местные лесозаготовители — нанятые китайцами местные жители, действуют по своему усмотрению, вырубая первосортный пиловочник, но беря при этом только нижнюю, наиболее ценную часть ствола, а остальное бросая на месте рубки. Заплатив за куб кругляка 40 долларов, китайские фирмы затем реализуют на международных лесных биржах пиломатериалы уже по 500 долл. за куб. Потворствуя грабежу, правительство Китая даже приняло закон, запрещающий приобретение в России обработанных лесоматериалов. И не будем забывать, что захламленность участков после вырубок способствует росту количества лесных пожаров, а это, в свою очередь, ведет к дополнительным рубкам — под предлогом ликвидации последствий. Таким образом, пожары становятся весьма выгодными.

Талицкий район — не тайга бескрайняя, хотя китайское настоящее показывает нам, что край у нее все же есть. Притчей во языцех стала тема дефицита деловой древесины для нужд наших жителей. Действительно, как же так, для самих себя выписать не можем, платим бешеные деньги, чтобы построиться, подремонтировать, дров прикупить для обогрева, а тут — пожалуйста, берите в аренду, пилите, Шура, пилите! Ведь они, деревья, действительно «золотые»! В настоящее время наше общее богатство ежедневно составами вывозится за границу, в т.ч. в Ирак. Переживет ли наш округ еще одного «арендатора»? Не пора ли бить тревогу, пока не началось?..

Оказывается, слухи действительно оказались тем самым дымом, которого не бывает без огня. Информация о возможной продаже долей главных учредителей «Агроснаба» подтвердилась, причем на официальном уровне. В администрации ТГО редакции подтвердили, что главой Толкачевым А.Г. в адрес Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области и Министерства общественной безопасности направлены предупреждающие письма.

«Предприятие имеет земельный участок пл. 7 га… 5 зданий и сооружений. По имеющейся информации, три наиболее крупных учредителя: Берсенев В.Т., директор ОАО «Агроснаб», Квашнин В.А., директор ООО «Агроснаб»(!) и Шарапова В.М., владеющие около 57% уставного капитала, ведут переговоры с гражданами Китая о продаже своих долей. Китайцы намерены осуществлять лесозаготовку в восточной части Свердловской области и вывозить лес в Китай.

Жители ТГО высказывают опасения в связи с возможным негативным развитием демографической и социальной ситуации в п. Троицкий. Кроме этого, с/х предприятия ТГО могут лишиться проверенного партнера по поставке сельхозтехники и оборудования», — говорится в письме.

Но что-то мне подсказывает, что областные чиновники могут легко самоустраниться от вмешательства в права учредителей, поскольку в последнее время наше заигрывание с Китаем приобретает какие-то зловещие формы для наших же интересов. Скорее уж, проверить информацию и повлиять на ситуацию смогут местные правоохранители. Небольшой пример. Вот уже третий губернатор Забайкалья отчитывается перед Москвой о создании крупнейшего китайского лесохозяйственного проекта в России. Параллельно несколько губернаторов провинции Хэйлунцзян ушли на повышение за «построение китайско-монгольско-российского экономического коридора Инициативы Пояс и Путь на крайнем севере Китая». При этом чем бесперспективнее становился этот проект, тем больше внимания и льгот он получал от государства. В настоящее время это «приоритетный инвестпроект» Минпромторга, с многократным снижением лесных выплат, а также «приоритетный проект» края с налоговыми льготами. А в декабре 2017 наши китайские партнеры вообще попросили профинансировать этот долгострой в Российско-китайском инвестфонде, который наполовину наполняется российскими налогоплательщиками.

У китайцев жесткая установка беречь свои леса при большой потребности в древесине. Выход прост — богатая ресурсами страна на севере. Российские чиновники, заигрывая с инвестпроектами, вошедшими в моду, не способны даже представить актуальных данных о запасах сырья — лесоустройство проводилось 5-15 лет назад, еще до больших пожаров. А китайцам легитимизация бизнеса с РФ помогает получать дома кредиты. С учетом снижения правительством экологических и социальных требований к проектам лесного хозяйства, нас в самое ближайшее время ожидает «красивая» жизнь. Уже сейчас, например, вырубают заказники в Иркутской области… Таежные леса используются как месторождение бревен, но необходимо помнить, что любое месторождение рано или поздно исчерпывается. Восстановление лесов занимает столетия, пожары, изменение климата сводят эту работу практически на нет. Что мы будем делать завтра?..

М. Михайлов, замглавы ТГО:

— Администрация обеспокоена, будем держать ситуацию на контроле и не допускать негативных последствий…

P.S. Энтузиасты ходят по российским лесам и ищут деревья, которым более 300 лет. И не находят их… Неужели мы никогда не научимся думать о будущем своих же детей?

А. Комаров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5/5 - (1 голос)


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: