05.03.2015      1373      Комментарии к записи Бизнес, услуга или жизненная необходимость? отключены
 

Бизнес, услуга или жизненная необходимость?


Ежедневно на маршруты выходят 14 автобусов: город, поселок Троицкий, сельские населенные пункты. В 2013 году автопредприятие перевезло в общей сложности 653 тысячи пассажиров, в 2014-м — 650. На первый взгляд, ничего не меняется: люди, как и в прежние годы, едут в город, в больницу, банк, пенсионный фонд, соцзащиту, но предприятие несет существенные затраты.

«Мы провели работу по оптимизации, — рассказывает Геннадий Викторович Брюханов, — сократили до минимума свои затраты. Пошли на то, чтобы полностью отказаться от контролеров в автобусах, установив камеры наблюдения, но… Как ни крути, пассажирские перевозки — очень затратное производство, и без бюджетного финансирования нам не обойтись. Сегодня ведутся переговоры с администрацией, и пока трудно что-то прогнозировать. Пойти на повышение цены билета — нереально, поскольку доходы населения очень низкие. Ведь автобусом пользуется тот, у кого нет средств на личное транспортное средство».

Давайте оторвемся от местных проблем, на первый взгляд, достаточно мелких, и посмотрим, как, все это выглядит в контексте всей страны.

Транспортная отрасль в Российской Федерации представлена шестью основными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским, воздушным и трубопроводным. Однако основой транспортной системы в нашей стране является автомобильный транспорт. Он обеспечивает перевозку более 70% грузов и 50% пассажиров, участвует в решении транспортных задач во всех отраслях народного хозяйства страны. Автомобильный транспорт является связующим звеном и тесно взаимодействует с другими видами транспорта, а на коротких расстояниях фактически обладает монопольным правом по перевозкам грузов и пассажиров.

Сегодняшняя схема была введена в начале 1990-х годов, когда после развала автотранспортного хозяйства и акционирования основных активов в городах не осталось муниципального автобусного транспорта. Для того чтобы автобусы полностью не прекратили работу на улицах городов, были введены экстренные меры стимулирования частного бизнеса в сфере пассажирских перевозок.

В большинстве малых и средних городов России пассажирский автотранспорт является основным и зачастую единственным способом передвижения, оставаясь убыточным. Несмотря на то, что за последнее время значительно увеличилась доля частного легкового транспорта, автобусные перевозки продолжают оставаться самым доступным способом передвижения для большинства людей.

Однако грянул кризис, и рынок автоперевозок, как и вся страна в целом, переживает достаточно серьезные экономические трудности. Выросли цены на бензин, газ, импортные автозапчасти… Общая картина складывается так, что весь рынок грузоперевозок сокращается.

«С начала года, — продолжает свой рассказ Брюханов Г.В., — стоимость ГСМ выросла в среднем на 23%, дизельное топливо подорожало на 6%, газ — на 56%! Уже 2 месяца нет газа на заправке, заправляемся бензином, и только за это время практически выбросили на ветер 400 тысяч рублей, а ведь газ обходится и дешевле, он и экологически чище. Цены на запчасти выросли на 60%! И если в прошлом году двигатель ПАЗа обходился в 200 тысяч, то сегодня за него нужно выложить 325 тысяч рублей. На 70 процентов стала дороже резина — сегодня, дай Бог, купить китайскую, потому что на нашей ездить невозможно. Новый 16-местный автобус сейчас стоит 2 миллиона, а «Богдан» — 2,5 — 3 млн. рублей. Казалось бы, цена на нефть упала, а цены на ГСМ рванули вверх: дизтопливо идет по 34.90 рублей за литр, даже 80-й бензин стоит дешевле — 29 рублей. И это все при том, что транспорт нужно обновлять постоянно, сегодня требуются комфортабельные, безопасные, теплые автобусы. Нам удалось в 2014 году купить 4 автобуса, но сейчас брать кредиты на покупку просто нереально: выросли проценты, придется работать только на банки. Разумеется, требуются короткие кредиты, допустим, на 2 года…»

На первый взгляд кажется, что власть, делая муниципальный заказ на перевозку пассажиров, таким образом дает возможность частному бизнесу заработать. А на самом деле? «Омнибус» за 2014 год «заработал» 3 млн. 362 тысячи рублей убытков, бюджет ему возместил 2,5 млн. рублей, а остальное, получается, предприятие должно погасить из собственного кармана, оптимизируясь, сокращаясь, ужимаясь. Вот и выходит, что, оказывая услугу, частный бизнес не только не обогащается, но и сам терпит значительные убытки. Понятно, что многие проблемы пассажирского общественного транспорта напрямую связаны с общим состоянием российской экономики, финансовым и экономическим кризисом.

И поскольку прогноз на рынке пассажирских перевозок довольно неутешительный, требуется и самим перевозчикам, и власти пересмотреть правила игры, чтобы в итоге не пострадали «безлошадные» жители, для которых автобус — самое доступное транспортное средство.

Я не случайно привела пример с троллейбусом из Каменска-Уральского: мы словно откатились на 50 лет назад. Как-то один из сельских старожилов мне рассказывал, что в начале 20 века из деревни Истоур до Талицы на конной бричке добирались 3 дня, с остановками, перекусами, ночевкой в пути, а до Камышлова ехали неделю! Благо, на дворе 21 век и нам подобные «путешествия» не грозят. Но в Талицком районе сегодня в любой населенный пункт можно добраться только на автобусе, поскольку большинство сел и деревень располагаются в отдалении от железной дороги. И никакая электричка тут не выручит, не довезет до больницы, хотя их и вернули после волевого решения Президента.

К сожалению, приходится постоянно слышать, что в том или ином районе жителей отдаленных деревень оставляют без автобусного движения. Людям приходится ходить пешком по автомобильным трассам до ближайшего населенного пункта, подвергая опасности и свою собственную жизнь, и создавая аварийные ситуации на дороге. Помнится, в течение нескольких лет в ТГО решался вопрос об автобусном маршруте до деревни Буткино-Озеро. И когда первый автобус пришел в деревню, жители радовались этой победе! Сегодня он ходит регулярно, пусть, и не каждый день, но у жителей есть возможность съездить по неотложным делам в райцентр, до ближайшей деревни. Но перевозчику это «удовольствие» обходится, ох, в какую копеечку. Не хотелось бы, чтобы лишились этого блага цивилизации. Кризис кризисом, но жизнь-то не останавливается.

В народе говорят, что голь на выдумки хитра, но чиновники Омской области пошли еще дальше. Как сообщает информагентство «Омскинформ», они решили упразднить дорогостоящие пригородные автобусы, курсировавшие по отдаленным деревням, и заменить их гужевыми повозками. Такое решение они объяснили тем, что содержать автобусы в сегодняшней непростой ситуации слишком накладно, тем более что зачастую возят они воздух. А до центра можно доехать и на лошадке: и дешево, и экологически чисто. Сами-то чиновники на лошадок не пересядут, а до остального люда им и дела нет!

Хочется надеяться, в нашем городском округе на такие радикальные меры не пойдут, и автобусное сообщение так и останется служить жителям, которые в нем так нуждаются.

Елена Малова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


В каком формате вы читаете книги в последнее время?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: