Стоит задуматься
В России пытаются организовать систему управления твёрдыми коммунальными отходами, но пока что свалки остаются «бомбами замедленного действия», а без разделения мусорных отходов и их полной переработки стране грозит коллапс.
Об этом заявил советский и российский химик, специалист по токсикологии окружающей среды, эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян, выступая в Совете Федерации в рамках «времени эксперта», сообщает Парламентская газета.
«По данным Минприроды, ежегодно в России образуется 60 млн тонн твёрдых коммунальных отходов. И только 5-7% из них перерабатывается. Первое место по объёму отходов занимает Москва — это 24 млн тонн, на втором месте Московская область — 22 млн тонн, за ней идёт Краснодарский край — это 12 млн тонн, на четвёртом месте Санкт-Петербург — 11 млн тонн, последние два места заняли Самарская область — 10 млн тонн и Ростовская область — 9 млн тонн», — рассказал Петросян.
Он напомнил, что к эксперименту — введению новой системы управления твёрдыми коммунальными отходами, с 1 января 2019 года подключились больше 70 регионов. Крупнейшие мегаполисы присоединятся через три года.
В ближайшие годы реформа позволит в разы увеличить долю переработки и примерно вдвое снизить объём отходов, поступающих на полигоны. «Мероприятия в рамках реформы должны улучшить экологическую обстановку в стране и сократить число несанкционированных свалок, сделать мусорный рынок цивилизованным», — отметил эксперт.
По его словам, сейчас более 90% мусора увозится на свалки. При этом в Европе от них принципиально отказались. Лидеры тут Австрия, Бельгия, Нидерланды, Германия, Швеция, Швейцария. Эти страны, объяснил Петросян, живут под двумя лозунгами. Первый — нулевое захоронение, а второй: нет свалок — нет отходов. Всё, что люди генерируют в качестве отходов жизнедеятельности, они перерабатывают.
«Свалки — это химические бомбы замедленного действия. Вы сваливаете отходы, а через 15-20 лет все химические вещества, которые там оказались, начинают жить», — подчеркнул учёный.
Он напомнил, что химические реакции приводят к выделениям токсичных газообразных и жидких отходов. Первые уходят в атмосферу, вторые проходят сквозь тело свалки и уходят в почвы, а оттуда в воды рек, озёр, морей и океанов.
Валерий Петросян напомнил, что есть три категории отходов: неорганические — стекло и металл, органические — когда речь идёт о древесине, из которой делается бумага и картон, пластик, и третий — биоорганические: пищевые и растительные. Их примерно половина по весу от всех твёрдых коммунальных отходов, которые генерируют люди.
Необходимо, уточнил Петросян, как можно быстрее и тщательнее вести просвещение населения в области изменений, которые идут в сфере переработки мусора.
Петросян рассказал, что в Испании, недалеко от Барселоны недавно была рекультивирована свалка, всё облагорожено, и теперь это излюбленное место для прогулок. Властям это обошлось в 26 млн евро.
На это спикер Совфеда Валентина Матвиенко сказала, что в бытность губернатором Санкт-Петербурга тоже планировала подобные мероприятия, но цена, которую ей озвучили, было непосильной для городского бюджета — порядка 200 млн долларов. «Надо бы уже разобраться, кто и как устанавливает цены на ликвидацию свалок», — сказала спикер.