Новый учебный год начался с резонансной новости о запрете мобильных телефонов в школах. Ранее «ВП» уже писала об этом, но теперь гаджетами запретили пользоваться во время уроков уже как бы на официальном уровне. Насколько этот уровень официален, может ли учитель забрать смартфон, если ребенок игнорирует правила? И еще много вопросов, которые хотелось бы сегодня обсудить с читателем.
Данная инициатива была воспринята неоднозначно, хотя большинство родителей все же против, чтобы их дети и в школе и дома сидели, уткнувшись в смартфоны и планшеты. Еще в 2018 году бывший министр просвещения Ольга Васильева говорила, что будет поощрять учебные заведения, где смартфоны запрещены, ссылаясь на существующий опыт: «У нас уже есть школы, которые используют специальные контейнеры, куда дети складывают телефоны перед уроком». Тогда министр сослалась на Францию, где пользоваться смартфонами в школах законодательно запретили.
В следующем, 2019 году, глава Роспотребнадзора Анна Попова в интервью «Известиям» отметила, что вопрос стоит остро, но его регулирование видится не в прямом запрете, а скорее в методических рекомендациях. Бывший министр культуры Владимир Мединский также выступил с идеей о запрете телефонов, позже его поддержали и другие чиновники. А министр просвещения Сергей Кравцов категорично отметил: «Надо, чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьников от занятий».
Необходимо знать, что сами правила санитарных норм действуют с 1 января 2021 года, и в них есть формулировка о том, что в школах «использование мобильных телефонов не допускается». В апреле 2022 года Минпросвещения выступило с рекомендациями о сдаче телефонов: «Мы рекомендуем, чтобы мобильные телефоны сдавались перед входом в школу или класс, использовать их только в том случае, если об этом просят учителя в ходе учебного процесса». Но как юридически отрегулировать этот вопрос? Из комментария министра ясно, что прямых запретов на телефоны не предполагается, каждое образовательное учреждение должно самостоятельно определить реализацию такого запрета в уставе школы. При этом в межрегиональном профсоюзе работников образования «Учитель» заявили, что запрет является избыточным и не окажет должного эффекта. Член совета профсоюза Всеволод Луховицкий считает, что своим заявлением Кравцов хочет показать свою заботу о школьниках перед 1 сентября. «Перед Днем знаний у нас будет еще много заявлений разных чиновников и политиков о том, как они заботятся о школе. Вместо того чтобы дать нормальное финансирование школе и нормальное управление», — заявил он и добавил, что «хорошей школе мобильный телефон не мешает».
Если обратиться к практике, то можно увидеть, как введение подобных запретов в отдельных школах в недавнем прошлом оспаривалось. Были даже прокурорские проверки в разных регионах по жалобам родителей, и прокуратура сделала вывод, что лишать мобильных телефонов детей незаконно. Поэтому действительно «рекомендации» и правила, не содержа в себе прямых запретов, выглядят как популизм. Но ведь проблема существует, и она как-то должна решаться! Да, многие родители считают, что ребенок должен в любой момент иметь возможность связаться с ними, и что никто не вправе «вырывать у него из рук 13-й Айфон». В столицах с гаджетами на уроках вообще беда, в платных колледжах для деток богатых людей учителю приходится постоянно опасно лавировать между «особыми правами» учеников и качеством преподавания. Но если вдуматься, то можно прийти в тихий ужас – большинство детей чуть ли не 24 на 7 сидят в своих телефонах! Доказано ведь, что такая зависимость очень вредна для здоровья, как физического, так и психического и нравственного. Что с этим делать?..
Лингвист, президент Ассоциации учителей английского языка Московской области Ирина Мазирка рассказала «Газете.Ru», что ее учащиеся стали более внимательными на занятиях вскоре после того, как она стала добровольно собирать их смартфоны в специальный мешок на первой парте. «У подростков фактически зависимость, они сидят, ничего не слышат, ничего не видят, чатятся в этих телефонах. Я считаю, что это на уровне болезни», — говорит она. Но все ли дело лишь в смартфоне? А что сказать, например, о тех, кто прямо на уроке вейпит, т.е. курит паровые смеси? Вейпы тоже в специальные кармашки на входе в классы прятать? Да мало ли вообще предметов, которые могут помешать ребенку получать знания и слышать учителя? В моем детстве мы перебирали на уроках пробки от доступной парфюмерии, обменивались ими, стук и брякоток стояли от десятков пластиковых пробок в раздутых карманах! А только прозвенит звонок – сразу, из классной двери, закручиваешь костяного «слона», чтобы, прокатившись по всему коридору, он встал вертикально, тогда твой ход… И у нас тоже, когда всех детей охватило настоящее сумасшествие, а в единственную парикмахерскую выстраивались за пробками детские очереди, начались «репрессии», — играть выгоняли на улицу, бренчащие карманы выворачивали, а всю парфюмерную продукцию изымали на время. Но если вспомнить, то наши родители на переменах играли «в бабки». Сегодня это может шокировать детей, ведь в качестве бабок использовались либо таранные кости надкопытных суставов коров, овец или коз, либо их первый сустав или фаланги пальца, либо т.н. пястные кости. Звучит жутко. Параллельно играли и в пристенок («чику»), но это уже была игра на интерес, металлическими деньгами. Однако, как мы понимаем с вами, игры прошлого больше близки к спортивным, от них не портились глаза и осанка, а вот постоянное использование гаджетов приводит только к проблемам со здоровьем.
Итак, в т.ч. и талицким школам будет необходимо проработать механизм запрета. Забирать телефоны у детей учитель не имеет права, а при отсутствии санкций дети могут и проигнорировать запрет. Все это может привести к конфликтам между учителями и детьми, детьми и родителями. Ситуация близка к абсурдной, телефоны запрещены только на уроках, но на переменах дети могут свободно ими пользоваться. Чисто теоретически телефон может понадобиться ученику для того, чтобы немедленно связаться с родителями, но такие случаи крайне редки и вряд ли нуждаются в специальных оговорках. Независимо от принятых решений, телефоны должны оставаться у детей, которым они необходимы по медицинским показаниям. К примеру, гаджет можно использовать для проверки сердечного ритма ребенка или уровня сахара в крови.
Самое интересное, что проблема высосана из пальца. Чего, казалось бы, проще: урок – для занятий, а не для игры, и нечего тут обсуждать. Но эту проблему Россия скопировала у других стран. В школах США, например, начали запрещать смартфоны еще с 2007 года, а к 2012-му 98% школ либо не разрешали ими пользоваться во время уроков, либо требовали их сдачи в начале дня. В Китае со смартфонами можно встретить и двухлетних малышей. А вот среди детей популярен другой гаджет — «умные часы», устройство, которое передает на мобильный телефон родителей геолокацию ребенка, по нему же они могут созвониться с ним и даже послушать, что там вокруг него происходит. В Мексике можно наблюдать, как не только дети, но и родители живут, уткнувшись в телефоны. При этом многие школы сами перешли на то, чтобы обязать детей иметь свои гаджеты, на которые они будут получать задания. В Британские дети обзаводятся гаджетами в довольно раннем возрасте, когда у родителей смартфон устаревает, они отдают его детям. Поэтому лет с 6-7 малыши уже ходят с телефонами. Исследования говорят о том, что три четверти британских малышей начинают знакомиться с гаджетами с 3-6 месяцев. Поэтому, бьют тревогу на Западе, бьем ее и мы. Эксперты говорят, что в школах с ограничением смартфонов успеваемость учеников выше на 6,4 %, что эквивалентно пяти дополнительным дням в учебном году. Журнал «Clinical Psychological Science» опубликовал исследование о детской депрессии, придя к выводу, что на настроение школьников влияют смартфоны — чем больше времени они проводят в соцсетях, тем больше вероятность того, что они впадут в депрессию. Напротив, учёные из Института образования НИУ ВШЭ с этим не согласны и предлагают использовать смартфоны учеников, чтобы разнообразить процесс обучения. Запрет на гаджеты в школах они считают ненужным.
В сыктывкарской школе родители провели эксперимент: классный руководитель запретил ученикам пользоваться телефонами во время уроков, а детям договорились покупать простые телефоны или устанавливать фильтры, чтобы они не могли зайти в соцсети. Эксперимент оказался успешным, школьники начали больше времени проводить вместе на переменах. А вот мнение Заслуженного учителя Евгения Ямбурга, который новый запрет считает утопией: «21 век, ребята, нельзя идти вперед с головой, повернутой назад. Если никуда не годный учитель, то они и слушать его не будут и с гаджетами, и без гаджетов». Поэтому, по идее, баланс каждый педагог должен находить сам. Смартфоны и планшеты могут стать инструментом для получения знаний, а не для провокаций и скандалов. У нас в школьной истории были времена, когда и наручные часы запрещали, и сережки в ушах, помаду и накрашенные ресницы. Лично я бы попытался поставить телефоны на службу образованию. Запретами ничего хорошего не добьешься. Надо, чтобы учитель научил детей правильно искать информацию. Какая, в принципе, разница, откуда ребенок ее получит, из уст педагога или с экрана смартфона? Можно делать это коллективно, всем классом. Обратить внимание детей на негативную информацию в Интернете, на фейки, научить выделять из тысяч выпадающих ссылок небольшие зернышки нужной информации. Определить полезные сайты. Этот опыт поможет ребенку упорядочить свое отношение с гаджетами и всемирной паутиной.
Но другая моя половина спорит: от них больше вреда, чем пользы. Наши дети все больше погружаются в виртуальный, ненастоящий мир, они бывают настолько оторваны от жизни, что когда сталкиваются с настоящими проблемами, тут же впадают в стресс. Многие малыши на полном серьезе считают, что у них имеется несколько жизней, а прокачаться можно, участвуя в сомнительных игровых баталиях. Гаджеты засасывают детей в себя, и уже становится неважным, где ты и с кем находишься, который теперь час и что происходит вокруг. Кто из них и когда последний раз смотрел на небо, задавался вопросом – что там, за облаками? Помимо негативного влияния на здоровье, виртуальное общение несет и другой серьезный вред, — детки наши становятся на глазах иными, поскольку их воспитанием занимается все чаще Интернет. Мама или папа, отбирающие у них смартфон или планшет, становятся врагами. Станут ли учителя такими же неприятелями для школьников? Это более чем вероятно, ведь там где запрет, там и острое желание его нарушить, а если нет такой возможности, тогда депрессия и обида.
В любом случае, новые рекомендации всем школам, учителям и родителям предстоит возвести в ранг строгих правил, и не потому, что так сказали «наверху», а чтобы не упустить такое дорогое для ребенка время становления личности.