30 января бывший особняк Альфонса Фомича Поклевского-Козелл принимал гостей. Здесь прошла большая театрализованная экскурсия. Как это было, рассказывает в репортаже юнкор «Арт-медиа» А. Дериглазова.
Особняк Альфонса Фомича Поклевского-Козелл – уникальное место, произведение искусства того времени. Был построен в 1895 году Викентием Альфонсовичем, страшим сыном Альфонса Фомича Поклевского.
Входя в фойе, мы видим просторное помещение с высокими и красивыми потолками, сразу же атмосфера окунает нас в прошлое. Особняк не только эстетически приятен, но и обладал высокоразвитой на то время техникой: тут было электричество, горячая и холодная вода, канализация. А отопление вообще особое. Печи встроены по всему особняку, дымоходы проложены через стены и пол. Даже в самые сильные холода можно было топить печь один раз в неделю.
Перед нами вид на знаменитую мраморную лестницу. Она до сих пор хранит шаги господ Поклевских и детей-беспризорников, которые нашли здесь свой дом в годы Великой Отечественной войны. Поднимаясь по лестнице, мы доходим до коридора, который разделяет направление налево и направо.
И вдруг по лестнице спускается сам главный герой вечера — Викентий Альфонсович и приглашает нас на бал. Он направляет всех в каминный зал – одно из самых любимых мест семейства. Рядом находится кабинет Альфонса Фомича, состоящий из двух небольших комнат. Из окон открывается вид на завод. Другая комната предназначалась для отдыха, где частенько отдыхал Альфонс Фомич. Над потолком комнаты находился огромный металлический куб с горячей водой.
Напротив находятся спальня и костюмерная, где был большущий шкаф со множеством нарядов. Именно эти комнаты запирались из-за наличия сейфа, документы были очень важны. Даже сейчас можно обратить внимание на стены, их толщина составляет примерно 1,5 метра, невольно задумываешься о том, что, возможно, это неслучайно, здесь могли храниться ценные вещи и богатства купеческой семьи.
В самой каминной стоят фортепиано, диваны, кресла, на полу огромный белый ковёр. По воспоминаниям детей, в 1919-20 годах в детском доме как раз спали на этом ковре и жались друг к другу не столько от холода, а от страха перед волками, которые водились неподалеку в лесу. Во времена Поклевских проходили вечера чтения, которые посещали журналисты, писатели, путешественники. Здесь зажигался камин, играла музыка — просто бальзам для тела и души. Вот и сегодня участники экскурсии отрываются от повествования экскурсовода и слушают прекрасное исполнение игры на фортепиано, а также любимые стихи семьи Поклевских в исполнении преподавателей Талицкой ДШИ.
Далее мы проходим в бальный зал, где танцуют кавалеры и привлекательные барышни в красивых старинных платьях. В качестве актеров – студия исторических танцев клуба «Стрелец». Справляются блестяще. Эффектно кружатся кавалеры и дамы в нарядных платьях. В этом зале также проводились оркестровые вечера, где играли на самых разных инструментах члены семьи Викентия Альфонсовича. В оркестре была даже арфа. Инструменты хранились в маленькой комнатке за занавесом. Все очень любили балы. Жители города собирались под окнами и слушали замечательную живую музыку.
Затем, пройдя коридор, наблюдаем чайную, где трапезничало семейство. Пища была как изысканной, так и обычной, но всегда свежей. Семья соблюдала посты.
Библиотечная комната Поклевских-Козелл сама по себе небольшая, но хранит в своих стенах множество книг. Книги были на французском, польском и русском языках. Помимо этого семья выписывала и газеты, чтобы быть в курсе политических новостей. Здесь всегда очень солнечно.
В детской наблюдаем, как маленькая Мария Викентьевна изучает английский язык. Машенька была замечательной старшей сестрой, прекрасно танцевала, владела умением езды верхом на лошадях и превосходно стреляла. Обязанностью Маши было настрелять зайчатины на обед. Комната выходила на ипподром. Семья Поклевских была ценителями лошадей, именно их скакуны занимали призовые места на скачках в соседних городах.
Следующая комната – вотчина братьев. Возможно, раньше тут проходила стена, которая делила помещение на две комнаты. С детьми жил гувернёр, который приучил их к русской классической литературе. Мальчики играли в солдатиков, пушки, шахматы. Благодаря учёбе, владели польским, французским, английским и немецким языками. В день экскурсии детей семьи Поклевских-Козелл блестяще сыграли юные актеры, обучающиеся ДТО «Театральный городок» ЦТР «Академии детства».
Спускаясь на первый этаж, уже по второй лестнице, можно заметить кладовую комнату, а также другие помещения, принадлежавшие слугам. Служивых было много, но далеко не всем разрешалось жить в особняке хозяев, а только камердинерам и служанкам.
Поклевские также имели молильню, выполненную в католическом, романском стиле. Сюда приезжал пастор из Екатеринбурга. В отличие от православного храма, тут стояли скамейки, куда можно было присесть.
Особняк Поклевских-Козелл имеет свои тайны. В его стенах живут привидения. В 1920 году привезли девочку 6 лет в детский дом. Когда она одна находилась в вестибюле, то услышала пение незнакомки. Призрак протянул руки – девочка закричала. Все начали сбегаться, тогда привидение исчезло. Спустя много лет музыка осталась в памяти – это были польские мотивы…
Имелся в замке и подземный ход, который вел к дому управляющего и заводу. В этих подземных лабиринтах находили клады – серебряные монеты и посуду. Когда члены семьи переехали в Польшу, то враз стали нищими. Однако благодаря уму и знанию языка смогли найти своё место под солнцем, переводя статьи и книги. Талица навсегда осталась в их сердце. Последние слова Викентия Альфонсовича Поклевского-Козелл были именно такими: «Лучшее место на Земле – это наша Талица». И с этим нельзя не согласиться…