05.02.2024      423      0
 

Проще ходить в советских трениках. И круче…


Анархия. Юридический бардак. Тотальное мошенничество с использованием российских судов. Кризис права. В режиме нон-стоп клепаются законы, дублирующие давно уже действующие, но ни те, ни другие все равно не работают. Мир вокруг изменился настолько, что надо бы начать резче соответствовать новым вызовам, быть гибкими, «в теме», прагматичными и дальновидными. Но мы вряд ли готовы к этому, точнее, не желаем меняться вслед за изменчивым миром и все ждем, что он самостоятельно «прогнется под нас».

С 90-х годов для кого-то большим подспорьем, а для кого и спасением стали быстро открывающиеся по стране небольшие магазинчики «Секонд-хенд» (вторые руки), ношеные европейцами шмотки продавались даже на улицах, за копейки можно было одеться и выглядеть более чем достойно, оживляя серую российскую действительность яркими красками. Манили и будоражили сознание известные мировые бренды – «Pierre Cardin», «Polo Ralph Lauren», «Brioni», «Hugo Вoss», «Gucci» и «Armani». А как классно смотрелись на ноге «Adidas» и «Puma»! Хоть ненадолго побыть в шкуре проклятых капиталистов! В то время, правда, к секонду многие относились предвзято – кто-то носил, там вши, блохи, пахнет химией, которой обрабатывают вещи… Но все же покупали и носили. Оказывается, при первой стирке запах исчезал, а вещи хорошо служили, много лет не теряя ни цвета, ни заявленного размера.

В 2000-х цены на «тряпье» значительно выросли, многие маленькие магазинчики превратились в огромные ангары со специфическим запахом, куда зачастили не только обыватели, покупающие мешками себе обувь и одежду «не глядя», поскольку можно было купить оптом только весь мешок, не разбирая его. И это было выгодно. Дело в том, что в 50-кг бауле обнаруживались еще и стоковые вещи – совершенно новые, из магазина, еще с пугающими ценниками в баксах – т.н. «сток». Купив такой мешок, можно было без проблем одеть всю семью – и детей, и взрослых, а также находились разные приятные бонусы – интересные нерядовые женские украшения, игрушки. Невостребованный шмот можно было впоследствии или продать, или кому-нибудь подарить, или просто выбросить в ветошь. Стыдно сказать, но в такие ангарчики заезжали даже владельцы обычных магазинов одежды, выбирая сток, они наполняли буржуйским тряпьем свои павильоны, наценив его до безобразия. В общем, всем было хорошо.

Последнее время секонд стал дорогим, ведь закупка привязана к доллару и евро, но все равно павильоны эти без покупателей не оставались, особенно в дни распродаж, когда скидки достигали 90%. Открыли точки продаж секонд-хенда даже большие торговые центры, к примеру, московский ЦУМ. И вот сегодня мы пришли к тому, что торговля ношеными вещами из Европы и Америки может уйти в прошлое, и виноваты в этом мы сами.

К маю 2023 года сложилась ситуация, когда компании, представляющие мировые известные бренды, начали массово предъявлять к российским предпринимателям иски о защите авторских прав. Инициировали эту деятельность, как ни странно, наши же юридические фирмы, решившие сыграть на несовершенстве закона и заработать себе на хлеб. Предлагая свои услуги представительства в судах, они предъявляли миллионные претензии, которые попросту разоряли малый бизнес. Остро встал вопрос, логично и правильно ли удовлетворять интересы «партнеров» из недружественных нам стран, которые будут ломать нашу экономику руками наших же юристов? Даже в Госдуму внесли соответствующий законопроект, который должен был обязать российские суды отклонять иски таких компаний о защите их авторских прав. Предложения внесли в проект закона о принудительном лицензировании. Подразумевалось, что в 2023 и 2024 годах не будут применяться требования ГК РФ о защите прав иностранных правообладателей при использовании их контента в России. Это должно было затронуть те компании, которые отказались предоставить права на свои произведения. При этом планировалось не наказывать и российские компании за нарушение исключительных прав.

И вот что получилось к настоящему времени. Иски иностранцев к «секонд-хендам» в России стали массовым явлением. Иностранные владельцы брендов активно взыскивают компенсации за нарушение своих прав с продавцов. Как мы помним, два года назад случился массовый исход из России иностранного бизнеса – кто-то ушел сам, кого-то «попросили». Однако, повторюсь, усилиями юридических контор деятельность таких «друзей» не остановилась, а перешла в другую плоскость. Множество зарубежных компаний ведут споры в судах с отечественными предпринимателями. А ведь сегодня, в связи с весьма непростой экономической ситуацией, значительно возрос спрос на секонд. К примеру, по Санкт-Петербургу он поднялся за прошлый год на 20%. Рост объясняется не только желанием приобрести хорошую одежду за небольшие деньги, т.е. экономией, но и тем, что в таких магазинах можно отыскать бренды, которые насовсем ушли из России и вернуться не обещали. И недооценивать этот рынок совсем не стоит: по данным международного исследовательского центра «Statista», общемировой объём продаж секонд-хенда в 2022 году составил 177 млрд. долларов, прогнозируется, что к 2027 году оборот увеличится почти вдвое. И не стоит забывать, что это лишь официальные цифры, в нашей стране продажа секонда успешно осуществляется и онлайн, к примеру, через «Авито».

Недавно Арбитражный суд Москвы взыскал с ООО «Супер хенд» 20 тыс. рублей в пользу известного «Levi Strauss & Co». Изначально истец требовал 200 тысяч за продажу ношеных джинсов «Levi’s», представители которого провели контрольную закупку в магазине в Коньково и «затяжбились» с нашими. И суд признал доказанным нарушение исключительных прав иностранцев: продажа бренда без разрешения наносит вред компании из США! Но мы и сами рубим сук, на котором пытаемся усидеть. Арбитражный суд Петербурга рассмотрел заявление Балтийской таможни о привлечении к административной ответственности за незаконное использование средств индивидуализации товаров московское ООО «Планета СХ». Как выяснилось, в 2022 году компания ввезла через Балтийскую таможню товар секонд-хенд общим весом 20 тонн, стоимостью 4,7 млн. рублей. Среди этого товара таможенники нашли 45 пар кроссовок «Puma», при декларировании товара в документах не было согласия правообладателя.

Итак, продажа бывших в употреблении товаров действительно может нарушать чьи-то права на товарный знак, и действующее законодательство защищает владельца этих прав. Но дело в том, что секонд-хендам нереально подтвердить цепочку легальности ввоза товара в Россию, и в итоге весь этот бизнес может быть поставлен вне рамок правового поля и уничтожен. И не надо думать, что речь идет об одной только одежде. Секонд-хенд многолик, тут и самолеты, и автомобили, и даже корабли, и сфера кинопроката, промышленного оборудования, компьютерной техники и пр. Все, что когда-то было в употреблении, имеет свой бренд и все еще востребовано в экономике. Давайте тогда своими же руками уничтожим ее в угоду своим недоброжелателям. В качестве примера приведу Китай с его экономическим чудом. Мы же помним, как неутомимые предприниматели Поднебесной подделывали абсолютно все, даже не заморачиваясь подобными глупостями типа авторских прав, и теперь Китай практически на первом месте. А об одноразовых кроссовках «Абибас» на российских рынках уже никто и не вспоминает.

Читайте подробнее в газете «Восточная провинция». Номер от 1.02.24

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: