17.10.2024      207      0
 

Агрессивность — норма поведения?


Сегодня мы живем не только в век глобальной информации, но и в достаточно непростое, агрессивное время. Хотя к этому привыкать не хочется. Поэтому проблема детской жестокости и агрессивности в коллективе и семье как никогда становится актуальной. Некоторые могут сказать, что подобное наблюдалось и раньше. Возможно. Но в любом случае этот процесс нужно останавливать, воспитывать в детях толерантное отношение друг к другу, взрослым. Как бороться с этим? Так же жестко пресекать, проводить воспитательную работу и не замалчивать происходящие случаи? Понятно, что в первую очередь этими проблемами должны заниматься специалисты: психологи, педагоги и проч. Отцовский ремень тут уж точно не помощник. Известно, что изначально люди не рождаются жестокими, эти качества приобретаются в процессе жизни, под воздействием окружающей среды, множества факторов. Маленький ребенок, естественно, не может знать о каких-то социальных нормах и запретах. Его учат этому первыми родители, причем здесь важен пример, а не слова, которые порой расходятся с делом. Данной проблеме уделяют большое внимание в детских дошкольных учреждениях, школах. Именно об этом нам рассказала Крюкова Наталья Михайловна, председатель территориальной комиссии Талицкого района по делам несовершеннолетних и защите их прав.

На ее взгляд, в любом случае жестокое отношение по отношению друг к другу и взрослым со стороны детей рождается из конфликтной ситуации. Если сравнивать 2023 и 2024 годы, то у нас (в Талицком районе) таких случаев стало меньше, а в 2022-м, к примеру, было в 2 раза больше. Нынче зарегистрировано 6 подобных историй, причем в четырех подростки перевели свои действия в драку. Конфликты произошли в образовательных учреждениях, рассказала она. В итоге участники были привлечены к административной ответственности по ст. 6.1.1 КоАП – те, кто достиг 16 лет. В отношении одного, не достигшего этого возраста, применена ст. 5.35., поэтому за общественно опасное деяние ребенок был помещен на 48 часов в центр временного содержания в Екатеринбурге, а затем поставлен на учет в комиссии и субъектах профилактики.

Что касается драк за пределами школ, то в одном из случаев подросток заступился за маму и ударил ее сожителя, во втором подрался с пьяным отцом. В третьем – несовершеннолетний ударил девочку в магазине, у кассы. Во всех представленных случаях, отмечает она, в определенной ситуации подростки просто не совладали с собой. Есть примеры затяжных конфликтов, они обычно подкрепляются участием взрослых, педагогов, родителей. Таких в этом году отмечено три, раньше было значительно больше. К счастью, они разрешились. В подобных случаях комиссия выходит на педагогов, родителей участников конфликта и общими усилиями находится компромисс. Дает положительный результат и то, что, по ее словам, в каждом образовательном учреждении работает служба медиации, которая позволяет урегулировать споры, пока они не перешли в конфликт. Работает она на протяжении трех лет, в нее входят педагоги и сами дети. Есть специально обученные люди, которые занимаются этой работой. Также в каждом ОУ созданы комиссии по урегулированию споров – если они происходят в классе или между учащимися разных классов. Опять собираются комиссии, предлагаются пути выхода из ситуации, в диалоге решаются такие вопросы. Кроме того, имеются и ящики «Почта доверия», куда обучающиеся сбрасывают свою информацию, не только негативную, хоть объяснения в любви. Здесь закреплен специальный педагог, который отслеживает корреспонденцию, сохраняя ее секретность.

Чтобы упредить конфликты, а то и драки, поясняет Наталья Михайловна, рассматриваются меры профилактики. Так с начальных классов педагоги проводят профилактические беседы: что такое дружба, как дружить, общаться, выстраивать взаимоотношения не только между собой, но и со взрослыми, педагогами. Кстати, на этой почве возникает много обид, недопонимания, что также приводит к конфликтам. Что касается среднего звена, то тут нужно проводить беседы на темы «Права и обязанности несовершеннолетних. Как разрешить конфликтные ситуации? Как выстроить взаимоотношения в подростковом возрасте?», поскольку в пубертатном периоде все намного сложнее. Иногда такие эмоции обусловлены гормональными всплесками, но объяснение проблем помогает все урегулировать. Ясно, что особая роль отводится и психологической помощи и работе психолога. Трудно сказать, считает она, к какому возрасту все успокаивается, просто конфликты и споры приобретают другую весомость. Это малыши в первом классе могут подраться из-за портфеля, стула, места в очереди в столовой. С точки зрения взрослого человека, это такие мелочи, а для них значимо и требует объяснения. В подростковом к конфликтам могут привести какие-то симпатии, здесь уже на первый план выходят межличностные отношения, и стычки основаны на этом. Здесь нужно объяснять, что мы все индивидуальны, интересны и ни у кого нет права ущемлять другого.

В прошлом году, продолжает она рассказ, были случаи драк между девочками, и в образовательном учреждении, и за его пределами. Все начинается с мальчиков, а перерастает в личные разборки. Здесь потребовалось подключать родителей, психолога, дважды выходили в ОУ, встречались с участниками конфликтов, все проговаривали. Все это регулируется, и внимание взрослых в таких случаях обязательно! В любом случае, ссоры не возникают на пустом месте. Обязанность педагога, психолога заметить, как меняется ребенок, обратить внимание на тревожные нотки в его поведении, пообщаться с родителями. Случается, что информация о подобных ЧП выносится на суд общественности через соцсети, СМИ, но в любом случае, подчеркивает Крюкова Н.М., сразу же подключаются комиссии, полиция. И не потому что боятся вынести сор из избы, а потому что здесь не должны быть нарушены права несовершеннолетних детей. Обычно такие факты обсуждаются в определенном узком кругу, чтобы не навредить и совершившим правонарушение, и тем, против кого оно совершено. Мы, взрослые, порой, совершаем ошибки, потому что не знаем как себя вести, на змоциях, а дети тем более. И задача взрослых помочь увидеть эти ошибки, и показать, как выяснять отношения, как вести себя.

Комиссия по делам несовершеннолетних, пояснили нам, вмешивается во все эти конфликты и споры только в случае крайней необходимости. Обычно два раза в год образование передает такую информацию. К счастью, цифры небольшие, даже с учетом летнего периода.

Достаточно спокойный разговор, но ощущение какой-то недосказанности. И не потому, что Наталья Михайловна что-то утаила, не привела примеров, не назвала «героев». Здесь все как раз понятно – нельзя навредить детям. Просто сегодня в обществе распространяются другие стандарты поведения. Как с этим быть? Педагоги и родители вроде как все говорят правильно, а окружающая среда, интернет, компьютер, фильмы учат другому. Как детям с их еще неустойчивой психикой выбрать правильный путь и норму поведения? На каких примерах они воспитываются? В современных фильмах герои решают все вопросы при помощи кулака, агрессии и насилия. Проблема огромная, и ее нужно решать всем миром, иначе страшно становится за завтрашний день.

Е. Малова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: