18.08.2023      332      0
 

Цены не всегда радуют


Мы каждый день бываем в магазинах, покупая продукты, товары первой необходимости, бытовую химию и прочее. Выбираем конкретные торговые точки, где нам нравятся обслуживание, доброжелательные и вежливые работники, но в первую очередь — цены. Вот и этот магазин заманивает посетителей большим баннером: «Цены, которые радуют». Действительно, здесь подешевле молочные продукты, овощи, конфеты и другие товары. Бывают акции, но… Тот, кто не заглядывает в чеки, кто рассчитывается картой, возможно, не замечает, что порой его, скажем, вводят в заблуждение. Но если у тебя одна-две покупки, то ты представляешь, сколько должен заплатить. Вот тут-то и выясняется некоторое разночтение. Объясню все на примерах.

Карикатура из открытых источников

На полке стоят кошачьи консервы с курицей по цене 52.99, на кассе мне считают 69-99. Почему? Приношу ценник, но кассир поясняет, что касса эту цену не пробивает, а то, что указана другая цена, его не касается, и товар по той цене он не может отпустить. Разбираться не хочется, возвращаю покупку.

Спустя какое-то время покупаю подсолнечное масло «Злато», указана цена 93.99 – дешевле, чем в других магазинах. Такая замануха! Продавец отбивает 109.99. Вижу эту сумму уже в чеке. Пытаюсь выяснить, почему такая разница, если в ценнике на полке другая цена указана, которая меня и привлекла. Крепкая женщина с бейджиком «Татьяна» на груди отметает все вопросы:

— И что?

— Там указана другая цена. Могу принести ценник.

— Я не знаю, что там написано на полках! Я тут одна сейчас работаю.

— Это ваши проблемы. Вы должны вернуть разницу.

— Вот еще чего! Много вас таких ходит!

— По закону вы должны вернуть! Мне не нужен товар по другой цене!

— Приходите вечером, получу зарплату и отдам. Только на всех ее не хватит…

И невозмутимо продолжает работать дальше, поскольку собрались у кассы покупатели. А я, чувствуя себя посрамленной, ухожу с этим маслом. Хотя в голове вертится мысль, что нужно было отказаться от покупки. И дело ведь не в этих 16-ти рублях, хотя и они с неба не падают, тем более если с каждым новым чеком они накапливаются и превращаются в сотни и тысячи. Трудно представить, какую сумму, сверх покупки, оставляешь в магазине. А если умножить на количество покупателей… Это и дело принципа: не люблю, когда меня нагло обманывают и вынуждают играть по чужим правилам.

И этим дело не заканчивается, захожу за кормом для котенка, который здесь подешевле, и обнаруживаю, что за два дня его цена подпрыгнула на 3 рубля за пакетик и теперь выше, чем в соседних магазинах. Идти в другое место не хочется, поэтому покупаю, но на кассе выясняю причину подорожания. Девушка-кассир пожимает плечами: начальство нам не докладывает.

А цены здесь действительно плавающие. То же масло после моей покупки на следующий день стало стоить 109.99, а через день – 93.99. Можно назвать это акциями? К примеру, я наблюдала нечто подобное с луком репчатым. Покупатели, наверное, не забыли, что цены на него с начала лета словно с ума сошли: лук стоил почти столько, сколько яблоки. Так в этом магазине цена на него менялась не только каждый день, но и на дню. Недавно, перед обедом, он стоил 34.99 (намного меньше, чем в других сетях), а к вечеру появилась другая цена – 38.99. Видимо, здесь стоимость товара определяет спрос. Интересно, как часто магазин может манипулировать ценами? В сетевых такое происходит сплошь и рядом. С трудом верится, что новый товар (соответственно, по другим ценам) привозят по нескольку раз на дню. Или хозяин – барин? В некоторых торговых точках идут навстречу покупателю, продают товар по указанным ценам, меняют некачественные или испорченные продукты. В одном из них сотрудник словоохотливо пояснил, что товар доставляется с нарушением температурного режима. Все об этом знают, но магазин не может не принять его, поэтому выставляет на полки. Очень много жалоб и возвратов на рыбные пресервы. Любителей отведать молодой картошечки с селедочкой очень много, но не каждый предпочитает есть рыбку с «душком».

Пока готовила материал, решила угостить коллег чаем с тортиком. Лакомство это сегодня недешевое, вот и хочется выбрать что-то повкуснее. В одном сетевом магазине выбор небольшой, хотя и цены кусачие. В другом, по соседству, ассортимент пошире, но, как выяснилось, с ним нужно быть поосторожнее. На первой же упаковке вижу на этикетке срок реализации 1 августа, хотя сегодня уже 11-е! На другой – 6-е. На третьей не смогла прочитать состав прослойки и подозвала работника магазина, она тоже ничего не увидела. Зато я заметила на этой коробке ценник, где от руки написаны ручкой дата изготовления и срок реализации.

— А почему от руки написано? Это что, магазин эти ярлычки клеит?

— Да.

— А разве не производитель указывает сроки?

— Мы же замораживаем, чтобы знать…

— Чего знать?

— От разморозки реализуем в течение 10 дней.

— Получается, что 6 августа на коробке – это не дата, до которой товар можно продавать? А кто об этом знает, кроме магазина?..

Честно говоря, я не рискнула покупать торт в этой торговой точке. Мало того, что летом и без того нужно быть осторожнее с кремовой продукцией. А тут целая детективная история с какой-то заморозкой-разморозкой, дополнительными сроками. Не боятся, что кто-нибудь может отравиться?

Завесу тайны немного приоткрыла продавец в магазине «9 Островов», рассказав, что заморозка тортов – разрешенная операция, поскольку сохранить эту нежную продукцию очень сложно. Торты разные: у некоторых срок реализации всего 5 дней (когда они очень влажные), у некоторых до 28 дней. Но что касается «бумажек» от руки, наклеенных на упаковках, она слышит впервые. Производитель сам указывает эту информацию. На просроченную продукцию оформляется возврат.

А вот что касается игры с ценниками, просим комментарий у Козловской Л.И., начальника отдела мониторинга потребительского рынка администрации ТГО. По ее словам, согласно закону, товар должны продать по цене, указанной на полке. Покупателя не должны волновать какие-то объяснения. Если отказываются, то можно товар вернуть или написать жалобу. Возможно, там нет никакого умысла, и действительно не успели поменять ценник, но покупателя это не касается. Любому продавцу стоит знать, как отче наш, Закон о защите прав потребителей и перестать ссылаться на разные глупости типа «не успели поменять ценник». Да, с жалобами – это длинная песня, но в случае упорства покупателя магазину придется раскошелиться на серьезную сумму. Обращаемся к закону, который упомянули выше. Так вот, в статье 10 говорится, что «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации. А кроме того, в Гражданском Кодексе РФ есть такое понятие как оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана. Стало быть, и я, и подобные мне покупатели, не какие-то сквалыги, которые устраивают разборки, мы просто не хотим, чтобы нас обманывали на каждом шагу. Даже в мелочах, потому что жизнь и состоит из таких вот мелочей.

P.S.

— С вас 200 рублей.

— Но на ценнике же написано «100»…

— Да, написано, но на самом деле это стоит 200.

— Ладно, вот…

— Извините, но вы мне дали только 100!

— Да, там написано «100», но на самом деле это 200.

Е. Малова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3.9/5 - (15 голосов)


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: