16.10.2023      169      0
 

На военные рельсы учета


С 1 октября в десятки раз возрастают штрафы для предприятий за нарушения воинского учёта. Не случится ли так, что малый бизнес предпочтет вернуться в 90-е и вспомнить о «серых» схемах трудоустройства с зарплатой «в конвертах»? По крайней мере, предпринимательское сообщество весьма негативно восприняло законодательное «новшество» и очень переживает, справится ли с очередными фискальными стараниями государства. Казалось бы, подумаешь, лишний отчет придется писать, но все не так просто, как кажется. Во-первых, бумаг для военкоматов готовить придется много. Во-вторых, надо еще и правильно их составить, и предложить кому-то из работников предприятия совместить обязанности вряд ли получится по причине повышенной личной и коллективной ответственности, а также объема работы. Нет, тут нужен будет отдельный человек, с творческо-бухгалтерским уклоном. Короче говоря, раскошелиться придется в любом случае, хоть с наймом, хоть со штрафами. 

И ведь, что характерно, давление на бизнес уже начало потихонечку спадать, меньше стало проверок и визитов, отменяли штрафы за малозначительностью и впервые совершенные нарушения. Однако свято место, как говорится… Заместить прежние неприятности бизнесу, экономической основе государства, решили переложением основных обязанностей по воинскому учету на его плечи. Депутаты Госдумы, похоже, с удовольствием принимали новые штрафы, как бы компенсируя совести пребывание на гражданке и свое отсутствие на передовой. Вообще, такого еще в истории права не бывало, чтобы штрафы вырастали сразу в десятки раз! А если штрафы поднимают, значит это кому-то нужно!.. Для всех без исключения проблема стала громом с ясного неба. Как говорится, никогда такого не было, и вот опять! За нарушение правил ведения воинского учёта вместо 1-3 тысяч рублей сразу полмиллиона!

Крупный бизнес, стоит отметить, старался соблюдать требования законодательства и раньше, в некоторых штатных структурах были созданы так называемые «военные столы». Средний справедливо экономил, возлагая обязанности на делопроизводителей. Что касается мелкого бизнеса, то он и с обычной-то отчетностью справлялся худо, какой уж тут воинский учет! Проще «три штуки» заплатить в случае чего. И понятно, что когда речь зашла об астрономических суммах штрафов, у людей сразу же началась паника. К тому же сегодня за нарушения установлена двойная ответственность: с 1 октября платить штраф будут и сами юрлица, и должностные. Любой из этих штрафов способен повлечь за собой разорение компании.

Как обычно в нашей стране, закон принят, но никто не знает пока, как он будет работать и будет ли вообще. К примеру, сложно себе представить выездную проверку военкомата. Повсеместно среди предпринимателей наблюдается нервозная спешка в надежде быстро, аллюром, наладить процесс. Уже полно рекламы аутсорсинга, подобно налоговому или кадровому учету. Стоимость подобных услуг уже озвучена – от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей даже для небольшого штата сотрудников. Писанины и заморочек много. Одной из основных проблем также называют возможный отток с предприятий кадровиков, на которых в большинстве случаев и ляжет нагрузка, ведь мало кому захочется где-то и что-то недоглядеть и заработать огромный штраф. Кроме того, у предприятий и организаций существенно возрастут затраты по новой строкерасходов, связанной с получением услуг по повышению квалификации специалистов, ответственных за ведение воинского учёта. Соответственно, вырастут цены на услуги и товары.

Говорят, все что ни делается, к лучшему. Что изменения — это хорошо уже потому, что они позволяют прочувствовать жизнь в полной мере, без них жизнь стала бы скучной и неинтересной. У китайцев иное мнение – не дай бог жить во время перемен! И я бы с ними согласился. Скрытой стороной изменений может стать ситуация, когда малый бизнес может начать увольнять призывников и военнообязанных с работы. Эти люди станут неинтересными для работодателей из–за рисков ошибок в военном учёте и огромных штрафов. Короче говоря, нет человека – нет проблемы. Особенно это будет касаться молодых людей, которым и без того непросто найти хорошую работу. Бизнес может начать активнее сотрудничать с самозанятыми, к примеру, по договорам подряда, выполнения работ или услуг.

О масштабе проблемы говорят цифры: 90% экономических субъектов в России никогда не вели воинский учёт. Оставшиеся 10% работодателей занимались такой работой, в основном это заводы, крупные предприятия, образовательные учреждения, госорганизации. И без того с прошлого года наблюдается тенденция, когда работодатели стали больше рассматривать соискателей предпенсионного возраста и женщин, сегодня эта ситуация станет развиваться быстрее. Какое-то время бизнес будет присматриваться к происходящему – вдруг пронесет? Но в один прекрасный момент государство напомнит о штрафах и начнётся слом привычной системы. Бизнес начнёт искать лазейки, государство будет стараться их затыкать. Все будут ждать новую судебную практику по привлечению нарушителей к ответственности. В общем, возникает вопрос – стоило ли все это делать? Да, в острый момент начала СВО мы столкнулись со значительными проблемами, сегодня вроде бы количество добровольцев превышает потребность. Но и ситуация в мире накаляется, надо быть готовыми к негативному развитию событий. Однако при этом не хотелось бы потерять то, что нарабатывалось годами, десятками лет.

Вести воинский учет и сдавать отчетность в военкоматы должны все организации, где есть хотя бы один работник призывного возраста или сотрудник в запасе. С 1 октября 2023 года значительно увеличены штрафы за невыполнение этой обязанности. Например, неоповещение работника о вызове в военкомат по повестке может стоить компании до 400 000 рублей.

Итак, с 1 октября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ, который значительно ужесточает административную ответственность работодателей за нарушения в сфере воинского учета, а также вводит для них новые составы административных правонарушений. В частности, закон дополняет КоАП РФ новой статьей 19.38, которая устанавливает для работодателей штрафы за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации. Данное нарушение повлечет наложение административного штрафа: на должностных лиц организаций в размере от 60 до 80 тыс. руб., на организации от 400 до 500 тыс. рублей.Многократно увеличиваются штрафы по ст. 21.2 КоАП РФ за неоповещение работников об их вызове по повестке. Раньше за это грозил штраф от 1 до 3 тыс., теперь же для должностных лиц от 40 до 50 тыс. руб., для организаций — от 350 до 400 тыс. рублей. Также с 1 октября в новой редакции изложена статья 21.4 КоАП РФ, устанавливающая штрафы за непредставление в военкоматы сведений, необходимых для ведения воинского учета. Это нарушение повлечет наложение штрафа на должностных лиц от 40 до 50 тыс. руб., ранеемаксималка составляла 5 000 рублей. 

Теперь давайте прикинем, какие отчеты в военкомат придется сдавать работнику, ответственному за воинский учет.

— Форма 18. Карточка учета организации, оформляетсяпри постановке на учет и ежегодно.

— План работ по воинскому учету и бронированию (Приложение 17 к МР от 11.07.2017), его надо сдавать до 31 декабря предшествующего года.

— Сведения при приеме на работу или увольнении, подать их необходимо в течение пяти дней с даты издания приказа (Приложение 9 к МР от 11.07.2017, Приложение 2 к Положению № 719 п. 1 ст. 3 127-ФЗ), они представляются на всех граждан, состоящих на ВУ или обязанных состоять на ВУ.

— Сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году: списки — Приложение 6 к Положению № 719, анкета-приложение 7 к Положению, предоставляются ежегодно до 1 ноября.В список в первую очередь включают работников, которым в следующем году исполнится 17 лет.

— Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (Приложение 10 к МР от 11.07.2017, п. 1 ст. 3 127-ФЗ), предоставляются в течение 5 дней со дня изменения сведений; 3-х рабочих дней — при выявлении не состоящих на ВУ граждан; 2 недель — по запросу военкомата.

— Списки работников 15- и 16-летнего возраста — Приложение 11 к МР от 11.07.2017, до 15 сентября.

— Сведения об изменении учетных данных работника — Приложение 2 к Порядку в ред. Приложения 13 к МР от 11.07.2017 п. 1 ст. 3 127-ФЗ, в течение пяти дней с даты получения информации.

— Форма 6, Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, сдается ежегодно до 1 января. Заполняется организациями, которые бронируют своих работников. Унифицированная форма не утверждена. Бланк можно получить в местном военкомате.

— Форма 19, Сведения об обеспеченности ресурсами, действуетна период мобилизации, сдается до 1 января организациями, которые осуществляют бронирование. 

— Сверка учетных данных работников с данными военкомата — Приложение 23 к Инструкции № 700, делается ежегодно, в определенные комиссариатом сроки. 

Возможно, будут и другие документы, в зависимости от организации работы военкоматов в разных регионах.

Компания должна вести воинский учет: не зачисленных в запас мужчин призывного возраста — от 18 до 27 лет, а с 1 января 2024 года — до 30 лет; мужчин в запасе; мужчин, которые не служили без законных оснований для отсрочки или потому, что были освобождены от призыва; тех, кто успешно отучился на военных кафедрах и в военных вузах; кто прошел альтернативную гражданскую службу; женщин с ВУС.

Считается, что воинский учет в России должны вести все компании, однако это не так. В редакцию поступали многочисленные звонки от индивидуальных предпринимателей, обязаны ли они вести воинский учет? Отвечаем на этот вопрос.

Недавние изменения, внесенные в порядок воинского учета постановлением Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211 и вступившие в силу с 5 августа 2023 года, не обязывают ИП осуществлять воинский учет своих сотрудников, поэтомутребовать этого с них военкоматы не вправе. В свою очередь ИП могут не исполнять такие требования. Несмотря на отсутствие в законодательстве норм, обязывающих ИП вести воинский учет своих работников, военкоматы нередко запрашивают у них документы воинского учета, при этом ссылаются на положения ст. 65 Трудового кодекса. Но указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что ИП в обязательном порядке должны вести воинский учет сотрудников и представлять соответствующую отчетность в военкомат. Делать это они могут исключительно на добровольной основе. Эта позиция подтверждена Президиумом ВАС РФ в постановлении от 28.04.2009 № 13798/08. Судьи разъяснили, что обязанность по ведению воинского учета касается только организаций,предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение или игнорирование правил воинского учета. Но это сегодня, завтра все может измениться…

С чего стоит начать? Если ваша компания никогда не вела воинский учет, нужно поставить ее на учет в военкомате по месту регистрации фирмы. Единого регламента постановки компании на воинский учет нет, данный процесс может быть организован по-разному. Но в любом случае вам понадобятся копии учредительных документов компании, заполненная карточка организации по форме 18, приказ об организации воинского учета. Подготовьте такой приказ, пропишите в нем ответственных, а также тех, кто будет заниматься учетом, когда назначенные сотрудники будут на больничном, в отпуске или отсутствовать по другим причинам. Количество ответственных зависит от того, сколько сотрудников компании состоит на воинском учете. Если в организации работает менее 500 человек, подлежащих воинскому учету, им может заниматься один сотрудник,например, специалист отдела кадров. 

Продумайте систему документооборота. У вас должно быть несколько папок с документами: приказ об организации учета, планы работ по воинскому учету, картотеки сотрудников, журналы проверок. У каждой папки должно быть название. Например, папка № 1 «Руководящие и регламентирующие документы», где будут храниться законы, приказы, инструкции, которые имеют отношение к воинскому учету, чтобы сотрудники могли ознакомиться с ними. В другой папке можно хранитьпереписку с военкоматом. В третьей расположится «Картотека личных карточек военнообязанных». Также необходимо завестижурнал проверок, в нем нужно отмечать информацию обо всех визитах или проверках военкомата.

Мы постарались разъяснить особенности работы по организации воинского учета. Надеемся, что материал будет полезен заинтересованному читателю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  
Посещение каких магазинов вы предпочитаете?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: