5 октября по всему миру празднуется День учителя. Мы задались вопросом, а много ли в наших школах работает мужчин-учителей. И были приятно удивлены, когда узнали, что в Троицкой школе 62 в настоящее время трудится 6 мужчин, мне удалось пообщаться с этими уважаемыми людьми. Нынешняя ситуация внесла свои коррективы, и учитель физкультуры школы 62 в числе первых мужчин Талицкого района был мобилизован.
Вячеслав Юрьевич Черепанов имеет опыт работы преподавания в школе – 32 года! Зерно в направлении преподавательской карьеры посеяла учитель географии Грязнова Валентина Григорьевна, которая в один подходящий момент сказала: «У тебя может получиться», а Вячеслав Юрьевич считает себя человеком, которому если сказали, что может получиться, значит, он обязательно это сделает. Добавляя, шутит: «теперь вот 32 года мучаюсь». Кроме шуток, никаких мучений, конечно, для этого преподавателя нет, а опыт способствует.
Влюбленный в географию, Вячеслав Юрьевич, поступил в Свердловский педагогический институт, но специфика заключалась в том, что преподавали сразу 2 предмета – географию и биологию, поэтому пришлось осваивать и то и другое. Но, нужно заметить, что в школьной программе оба они начинаются с природоведения, поэтому разделять их довольно-таки сложно, да и какой хороший географ без биологии?! Редко, но может произойти курьезный случай: «Закрутишься, забегаешься, приходишь и начинаешь вести урок, дети смотрят на тебя, спрашиваешь. А они отвечают: Вячеслав Юрьевич, у нас сейчас биология, а не география!».
Преподавательская жизнь была насыщенной, начинали работать в лихие 1990-е, когда зарплату не получали по полгода, проблема: и работать надо, и семью кормить. Но у советского человека всегда был ориентир: «Взялся за работу — надо делать хорошо!» и добивался определенного хорошего результата. От себя Вячеслав Юрьевич добавляет: «Работу любить надо! Нравится она тебе или нет, а иначе ничего не получится. А вот если ты будешь ее любить, работа тебя тоже полюбит!». Молодой специалист, начиная свою карьеру на подъеме, «все знает и все умеет», а потом открываются преподавательские реалии, которые отличаются от теории. В такие моменты молодой учитель может уйти из школы, говоря «лучше пойду менеджером, буду деньги зарабатывать». Но проблемы в работе, как и в жизни, присутствуют всегда. Все мы люди, у нас может быть плохое настроение, мы можем заболеть, у нас что-то не ладится, это все естественно. Важными качествами учителя Вячеслав Юрьевич считает умение общаться, понимать, даже прощать. В заключение, учителя старшего поколения Шерстнякова С.С. и Шубина М.М., с которыми начинал Вячеслав Юрьевич, очень четко сказали: «Кто, кроме нас? Кто, если не мы?»
Вячеслав Юрьевич начинал свою карьеру в 50 школе, проработал с 1992 по 1995 год, а все остальное время верен 62 школе. Среди выпускников Вячеслава Юрьевича – молодые специалисты, вернувшиеся после обучения в этом году в школу Шевелев С.И. и Сафронов Ю.А., практически весь преподавательский состав начальной школы состоит из выпускников 62 школы. «Административный корпус: директор и заведующая по воспитательной части, глава района – тоже наши выпускники. Школа-то у нас боевая», — заключает Вячеслав Юрьевич.
Владимир Владимирович Марьин работает учителем информатики 7 лет. Окончил Камышловский педагогический колледж в 2014 году, а после армии сразу пошел работать в школу. Компьютерная техника и все, что связано с информационными технологиями – влекло Владимира Владимировича еще со школьной скамьи. Осознанный выбор учебного заведения и в дальнейшем места работы проистекали из личной заинтересованности и любви к предмету. Владимир Владимирович преподает не только информатику, но и кружок «Роботехники» на базе открывшейся в школе «Точке роста». Считает своей приоритетной целью – подготовить и провести интересный урок, который понравится детям.
Александр Анатольевич Чиянов начал преподавать технологию в школе 30 лет назад, когда предмет еще назывался «труды». Сразу после армии проработал в 62 школе около двух лет. Тогда смелому, решительному парню хотелось поработать в милиции, вневедомственной охране. Перерыв в преподавательской карьере составил 30 лет, 20 из которых — занятие столярным делом, а именно серьезным мебельным производством.
И чем дальше работал Александр Анатольевич, тем отчетливее понимал: все, чему научился за это время, все, что сам наработал, хочется передавать и преподавать. Школа и желание заниматься детьми перевесили чашу весов, сейчас Александр Анатольевич преподает технологию и проводит кружки «Самоделкин», «Мастерок», «Робототехнику», успешно справляется с классным руководством, в его подчинении 19 ребят-семиклассников. В мастерскую Александра Анатольевича начинают бегать с начальной школы, причем и девчонки здесь не редкие гости. Александр Анатольевич старается никому из ребят не отказывать, если он в мастерской, значит, любой ребенок может прийти. Даже при большой загруженности Александр Анатольевич по-отечески скажет: «проходи, садись в конец мастерской», ребята могут устроиться там, рисовать и выжигать. В мастерской новые столярные верстаки, в хорошем состоянии слесарные верстаки для работы с металлом, токарные станки по дереву, по металлу. Ребята на уроках и на кружках вырезают лобзиком по фанере, строгают. Александр Анатольевич с уверенностью заявляет: «Правила безопасности строго соблюдаем. У меня за 20 лет на предприятии ни один человек палец не поранил, и на уроках так же. Технология – это практический предмет, одних книжек с мелкими картинками здесь недостаточно. А вот когда ты сам что-то производишь своими руками, здесь и начинается технология!»
Анатолий Ильич Горбунов отработал 26 лет в пожарной охране, попал под сокращение в 2019 году. В процессе поиска работы проезжал мимо школы 62, поинтересовался у директора про вакантные места, и вскоре был принят на должность преподавателя-организатора ОБЖ. Трудится в школе уже третий год. Преподавание ОБЖ с МЧС тесно взаимосвязаны, пригодился опыт воспитательной работы в пожарной части.
«Первый свой урок провел в ознакомительной форме, так же как вам, рассказывал, как я сюда попал и какие навыки имею». Как и в истории с технологией, на урок ОБЖ рвутся ученицы, первый вопрос которых «Анатолий Ильич, сегодня будем автоматы разбирать?». Анатолий Ильич делится своим опытом в налаживании общения с родителями: только личный контакт! Предпочтет телефонному разговору личную встречу. К моменту интервью, а оно состоялось в 14 часов, Анатолий Ильич объехал уже двоих родителей, «дети общаются в чате некрасиво» — нужно было обсудить.
Сергей Игоревич Шевелев – выпускник 62 школы, окончивший школу с золотой медалью, а в последующем и институт естественных наук Уральского федерального университета.
В этом году Сергею Игоревичу поступило предложение от директора 62 школы вернуться учителем в родную школу, которое он с радостью принял. Любовь к предмету передалась от учителя физики (сейчас – заведующей по учебной части Коноваловой Галины Владимировны), еще со школьной скамьи запомнилась ее фраза «физики везде пригодятся, физики никогда не пропадут». На свое первое занятие шел, как в неизвестность, нельзя было предугадать, как отреагируют ученики. Но занятие принесло удовлетворение от работы с детьми, когда находишь отклик в глазах и сердцах детей. Даже за один месяц работы понял, что в работе с детьми нет времени для скуки и уныния!
ЧТО САМОЕ ТРУДНОЕ В ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ?
Быть объективным и обладать неимоверным терпением. Дети разные приходят в школу, и они, по сути, не виноваты — они приходят такими, какие они есть. И с ними нужно работать. Не обязательно вырастить из них географов, биологов, нет. Он должен быть человеком, в первую очередь! Кое-что воспитать в нем, развить, заставить его думать. Черепанов В.Ю., учитель географии и биологии
— Обширная ответственность учителя, которая начинается с ответственности следить за успеваемостью детей и заканчивается ответственностью за жизнь и здоровье детей. Марьин В.В., учитель информатики
— Отчеты, регистрация на многочисленных сайтах, платформах. Отнимает много времени. Чиянов А.А., учитель технологии.
— Терпение. У каждого свой характер, свой нрав, под каждого нужно подстроиться. Горбунов А.И., учитель ОБЖ
— Найти психологический контакт с учениками, все дети со своими проблемами, рано взрослеют. Шевелев С.И., учитель физики
ПРОФЕССИОНАЛ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Зыков Роман Владимирович, окончил УрГПУ, математический факультет, с 2005 годаработает учителем информатики и физической культуры в МКОУ «Троицкая СОШ №50».
Коллегам очень сложно в двух словах охарактеризовать Романа Владимировича, сказать, кто он? Он Профессионал с большой буквы. Во-первых, отличный учитель, ученики Романа Владимировича ежегодно становятся победителями и призерами районного этапа Всероссийских олимпиад школьников по информатике и физической культуре, призерами районных спортивных соревнований. Учит ребят IT-технологиям, программированию, робототехнике. Во-вторых, высококлассный технический специалист, без его участия не обходится организация ЕГЭ в Талицком городском округе. В третьих, спортсмен, победитель и призер муниципальных и областных легкоатлетических соревнований. Роман Владимирович регулярно сдает нормативы ГТО.
Особое внимание в воспитании подрастающего поколения Роман Владимирович уделяет патриотизму. Являясь руководителем отряда «Звезда» ВВПОД Юнармия, он учит ребят основам начальной военной подготовки: строевой, физической, стрелять, разбирать и собирать АК-74. Развивает лидерские качества, решительность, дисциплинированность, выдержку, честность и верность Отечеству. Роман Владимирович личным примером показал, он настоящий патриот своей Родины. В сентябре он приступил к военным учениям в Еланской воинской части, после объявления частичной мобилизации, он стал добровольцем для прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ.
Никитин Андрей Владимирович — учитель истории, обществознания и по совместительству социальный педагог МКОУ «Троицкая СОШ №50», в этом году начинает свой юбилейный 10-ый год преподавания в школе.
Андрей Владимирович — педагог, который всецело отдаёт себя любимому делу — учит детей любить свою страну, свой край, малую Родину, на собственном примере показывает, что надо быть ответственным, воспитанным, следовать здоровым привычкам. Характерной отличительной чертой Андрея Владимировича, по словам его коллег, является его готовность прийти на выручку в любой момент, когда бы к нему не обратились — он никогда не откажет, поможет всем, чем сможет! Из интервью с Андреем Владимировичем мы узнали, что решение связать свой профессиональный путь с преподаванием в школе он принял в момент поступления в Камышловский педагогический колледж, поскольку уже тогда увлекался историей, хотел узнать что-то новое и передавать свои знания подрастающему поколению.
Д.Толкачева