Совсем недавно, 12 июля, в нашей стране отмечался День бортпроводника. Этот сравнительно молодой праздник появился в мире только в 20 веке, естественно, только тогда, когда в небе появились первые стальные птички. В обязанности бортпроводников входит все, что обеспечит безопасное и комфортное пребывание пассажира на борту — организовать посадку на места, помочь разместить ручную кладь, провести брифинг пассажиров, подготовить салон к взлёту и посадке, разрешить внештатные ситуации, которые могут возникнуть во время полета. Вместе с тем, работа бортпроводником подразумевает и множество сложностей, да и в целом она не из легких. Поэтому здесь не бывает случайных людей – в небе летают только влюбленные в него люди. Таковой является и наша героиня Дарья Соколова, 22-летняя таличанка, которая сегодня сопровождает полеты пассажиров в крупнейшей компании.
Даша всегда мечтала уехать из родных мест далеко – её привлекала самостоятельная жизнь, возможность увидеть разные уголки нашей страны, быть свободной и самостоятельной. Волею судьбы после 11 класса она переехала не так далеко, в Екатеринбург. Тогда, вспоминает она, все шло не так, как она задумала… Здесь она устроилась на свою первую работу, в строительный магазин. Не проработав там и месяца, Дарья уволилась и нашла для себя уже новое место – работала хостесом в ресторане (лицо компании, встречающее гостей). Недовольство своей жизнью продолжало нарастать, да и финансов не хватало, и дело, которым она занималась, не приносило ей ни капли удовольствия. Хотя, вспоминает Даша, всё это время жизнь будто бы подталкивала её к принятию судьбоносного решения — парить в небе… Еще учась в школе, она загадала заветное желание, когда в слезах смотрела на пролетающий за несколько тысяч метров над землей самолет – «хочу летать!». Еще один случай вспоминает наша героиня: она меняла сим-карту, и на телефон стали звонить незнакомые номера и требовать к трубке некую женщину, которая, как оказалось позже, являлась владелицей садово-огороднической компании «АВИАТОР»… Тогда девушка всерьез задумалась о том, что жизнь прямо-таки уже толкает её на этот путь.
После работы в ресторане Даша заглянула на сайт Уральских авиалиний, где сразу заметила объявление о наборе бортпроводников в штат сотрудников. Она изучила требования к кандидатам, поняла, что по многим параметрам не соответствует – и красотой не отличается, и английского не знает на должном уровне, да и образования высшего у нее на тот момент не было. Сайт тут же закрыла и на какое-то время о мечте вновь забыла… Но у судьбы, как говорится, на нас есть свои планы. Спустя время наша героиня заглянула на свою электронную почту и не смогла поверить своим глазам – там красовалось приглашение на собеседование в Уральские авиалинии, которое она не смогла не принять.
«Я очень сильно сомневалась в себе, ведь тогда просто зашла посмотреть, из чего состоит анкета, и тут же закрыла ее. У меня даже резюме не было. И вот через какое-то время я решаю зайти на почту и вижу приглашение на собеседование Уральских авиалиний! Как это могло случиться, если я даже не оставляла свое резюме на сайте? Подумала, это просто знак свыше, нужно ехать. У меня оставалось до собеседования два дня, я съездила домой в Талицу, к родителям, за офисной одеждой — юбка, белая блузка, туфли… Волновалась, поскольку это событие было значимым для меня. Это была моя первая серьезная работа, какой-то большой шаг в будущее, в свою мечту. Ехала в такси на собеседование и про себя говорю: «Дай мне хоть какой-то знак, что все получится». А еду в наушниках, смотрю на радио в машине, а там транслируется Радио «Пилот». В этот момент все сомнения развеялись, подумала, это знак, у меня точно всё получится…», — вспоминает Дарья.
Тогда на собеседование пришло порядка 30 человек. И сначала нашей героине дали отказ – мол, она не отправила резюме, поэтому и собеседование пройти не сможет. Но от своей мечты в этот раз она отступить не могла, осталась и прошла в заветный кабинет в числе первых. Ответ было сказано ждать в первые сутки после собеседования, но уже спустя пару часов Даша получила заветное письмо, что она успешно справилась с собеседованием.
«Мне даже не описать словами, какую радость я испытывала в тот момент. Неуверенная в себе девчонка услышала, что большая крупная компания хочет ее взять к себе на работу. Естественно, у меня просто глаза горели! С финансами тогда было плохо, я начала искать деньги на обучение и прохождение медкомиссии», — говорит девушка.
Даше предстояло пройти ВЛЭК – врачебно-летную экспертную комиссию, которая бы выдала заключение о пригодности к полетам. Прохождение этой проверки обошлось семье нашей героини в 40 тысяч рублей. «Огромное спасибо моим родителям, которые вложили в меня эти деньги. Они, наверное, были не уверены в том, что я делаю что-то правильно, но искренне, видимо, хотели мне помочь, видели, как горят мои глаза. Тем более что мама знала, как очень давно я хочу летать, поэтому они мне помогли», — вспоминает Даша. После прохождения ВЛЭК предстояло пройти и внутреннее обследование. Со всеми этими заморочками наша героиня уверенно справилась и приступила к профессиональному обучению. Оно продлилось три месяца. За это время она прошла аварийно-спасательную подготовку, изучила, какое техническое оборудование есть в самолете, средства выживания, медицину, даже как принимать роды, минимизировать последствия инсульта на борту, как остановить приступ эпилепсии и многое другое. Изучали будущие бортпроводницы и английский язык, и сервисное обслуживание, и этикет. Горы тетрадок были исписаны, экзамены успешно сданы. А сразу после насыщенного обучения Даша на протяжении месяца летала стажерскими полетами. Ей предстояло сделать несколько рейсов вместе с инструктором, получить допуск к полетам.
«Первый мой стажерский рейс был в Хабаровск. Лететь порядка 8 часов. Мне попалась прекрасная женщина-инструктор. Помню, как впервые зашла в кабину пилота. Всё датчики светились, под нами красовалась такая большая и далекая Земля. Мечта сбылась… Полет прошел замечательно, приземлились и отправились отсыпаться. Это был холодный февраль, -24 градуса за бортом, холодный ветер. Помню, пришли вместе с коллегами на рынок, а там все абсолютно китайское (Хабаровск территориально близок с Китаем), полно морепродуктов, разных чаев, всяких китайских вещей, товаров, косметики. Естественно, как девочка я сразу же накупила себе полным-полно косметики. Кто уже знающие, давно летающие, накупили себе рыбы, икры и всего прочего», — делится Даша.
Конечно, после стажерских полетов последовали и настоящие, когда на плечах нашей героини лежала огромная ответственность. Даша не скрывает, что пришлось ей сложно – «неуверенная в себе девочка из маленького города», как она сама себя называет, боялась сказать даже слово, поэтому приходилось выходить из зоны комфорта, быстро решать возникающие вопросы, отстаивать свое мнение и право парить в небе. «Под этим гнётом ты растёшь. Растёшь как личность, как сотрудник серьезной компании, становишься более опытной, уверенной, твёрдо стоишь на ногах».
Сегодня Даша работает бортпроводницей уже 2.5 года. За это время она стала абсолютно другим человеком – более уверенной в себе, опытной в плане профессиональных навыков, посетила множество городов нашей страны, обрела новых друзей и круг общения. И это, отмечу, видно невооруженным глазом – лично я помню Дашу еще ученицей, скромной, улыбчивой, немного зажатой. А сегодня с радостью смотрю на яркие фотографии из разных городов и удивляюсь, как изменилась её жизнь за такой короткий срок. В мае 2024 года девушка перешла в другую компанию с целью поменять рутину своей жизни.
«Я была на Дальнем Востоке, пролетела абсолютно всю Россию, везде была, все посмотрела. Самая красивая набережная в Самаре, была в Сочи в командировках, в Египте. Кстати, мой второй полет прошел в Шарм-эль-Шейх, это было 24 февраля, когда закрыли Россию, и мы не могли очень долго влететь в Российскую Федерацию. Сели на дозаправку в Сочи, потому что началась специальная военная операция. Была в Средней Азии, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане. На самом деле неважно, какая это будет командировка, главное какие коллеги с тобой летят. Если экипаж классный, то все пройдет просто на высшем уровне. Я нашла человека, который меня возил постоянно по разным экскурсиям, в т.ч. в горы в Киргизии, куда часто командировали. Ходили в горы во время длительных стоянок, я никогда не сижу на месте. И беру с собой всех коллег, которые согласны, подговариваю их на то, чтобы вместе куда-то ехать, что-то смотреть, за эмоциями, за классными видами», — делится Даша.
Есть в работе бортпроводника и существенные минусы: это и меняющийся сложный график работы, и вредность условий работы. После совершенных рейсов почти всегда наша героиня чувствует себя разбитой, сил остается мало, а на работе всегда нужно выглядеть с иголочки – макияж, аккуратная прическа, отглаженная форма, лучезарная улыбка. Спасается она после тяжелых полетов спортом и физической активностью, ходит в тренажерный зал на персональные тренировки. Выработала для себя и особую утреннюю рутину, которая помогает ей настроить себя на нужный лад – ранний подъем, вкусный завтрак, уход за собой. Без этих девчачьих штучек Даша своей жизни уже не представляет, потому что именно это в сочетании в любимой работой дает ей силы и вдохновение.
«Сейчас я поддерживаю связь с 3-4 девчонками, которые вдохновились моим примером и тоже стали бортпроводницами. Они из Талицы, но уже летают по всей стране. Своим примером я замотивировала их куда-то двигаться, попробовать новое, потому что разрушила некий шаблон, что если ты маленькая девчонка из маленького города, то тебе далеко не надо идти, твой город здесь, и какие-то большие амбиции убери в сторону, не двигайся никуда. Очень много писали девчонок, что они вдохновились, что я дала им этот старт. И это мне, конечно, безумно приятно, что я могу вести за собой людей. На самом деле никогда не думала, что буду и правда летать… Хотя считаю себя лидером, всегда приятно, что люди на тебя смотрят и вдохновляются твоей деятельностью.
Я думаю, что всё делаю правильно», — считает Даша.
Пожелаем же девушке успехов в жизни!