30.10.2015      2386      Комментарии к записи За что? отключены
 

За что?


День памяти жертв политических репрессий в России ежегодно отмечают 30 октября. Официальный статус Дня памяти этой дате был присвоен специальным постановлением Верховного Совета РСФСР, датированным 18 октября 1991 года. Традиционно в этот осенний день проводятся многолюдные митинги, акции и различные мероприятия, призванные напомнить об этой национальной трагедии, почтить память многочисленных жертв репрессий, а также привлечь внимание молодёжи и всего общества к проблеме нетерпимости и проявлениям насилия к людям с другими политическими взглядами и убеждениями. Говоря о репрессиях, в первую очередь вспоминают годы сталинского террора. В нынешнем году этот день особенный: месяц назад Президент подписал указ № 487 «О возведении мемориала жертвам политических репрессий». Как утверждают историки, наша бюрократия шла к этому мемориалу 54 года.

«…15 февраля 1929 года из деревни Калачики, что под д. Пановой, «покатила» в Обдорск на своей лошади семья Евдокимова Степана Леонтьевича. В санях нехитрый разрешенный скарб, сено для лошади, жена Екатерина Матвеевна (в девичестве Охоткина) да 17-летняя дочь Анастасия. Степану Леонтьевичу и Екатерине Матвеевне по 60 лет. И сзади едет их сын с семьей: Евдокимов Дмитрий Степанович, с ним — жена Мария Ксенофонтовна (Глазачева) да две дочери. А младшего сына Илью пожалели родственники Кадцыны и взяли себе будто бы на время, а оказалось — навсегда. Так изгнали из деревни толковых мужиков — хлебопашцев, работников, мастеровитых и предприимчивых людей, изъяли две сильных, здоровых лошади, которые затем преодолели многокилометровый путь со Среднего Урала почти до самого Полярного Круга. Достался трактор колхозу будущему, но не смогли на нем работать оставшиеся мужчины. Так и валялся он, как и другие сельскохозяйственные машины Евдокимовых, отнятые у машинного товарищества, аж до 60-х годов у деревенской кузницы, пока не сдали в металлолом.

Сослали Евдокимовых 15 февраля 1929 года. А в конце 80-х выдали их потомкам справку, что в ссылку их отправили в феврале 1930 года. Видимо, так поступать еще в начале 1929 года было беззаконно, поэтому и оформили документы на Евдокимовых на 1930 год. В справке также нет данных, за что были они «репрессированы», хотя указано, что были кулаками 3-ей категории.
А в «Истории…» пишется: «27 декабря 1929 года тов. Сталиным был выдвинут и закреплен в специальном постановлении ЦК ВКП (б) от 5 января 1930 года лозунг ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации. Называлось постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (стр.332).

А дикое издевательство над трудолюбивым, умным крестьянином шло по всей стране уже с 1928 года. В деревнях шёл раздрай, царило недоумение. Кипела злоба, возникала вражда. Неопределенность и неизвестность толкали мужиков бросать деревни или записываться в колхозы, чтобы избежать ссылки, ареста и колонии, но не сопротивлялись активно. Как не сопротивлялась семья Евдокимовых. Для деревни они почему-то стали опасны, хотя в январе 1929 года при аресте у них было изъято из амбаров 16 подвод хлеба. Если по 3 центнера на подводу, так это около 5 тонн. Что, сами бы они его съели? Да продали бы на ярмарке, выкормили бы скот, сдали бы по твердым ценам государству. И не было бы голода в 1932-34 годах, когда окончательно было изгнано из деревень так называемое «кулачество», самые работящие и предприимчивые крестьяне, а к власти в колхозах пришли «гармонисты» и пустозвоны.

Вот судьба еще одной семьи — Иртеговых из Сугата. Иртегов Семен Егорович с семьей, как и его брат, Илларион Егорович, были высланы на север Урала в начале 1930-го года. Семен Егорович вскоре умер, надсадившись на лесосеке. Семья осталась без кормильца. С горем вернулась на родину. Где жить? Дом уже под сельсоветом. Восстановили парни развалившуюся избушку, стали проситься кто в колхоз, а кто в пос. Троицкий работать. Окрепли-возмужали. А там и армия к ним пригляделась. Пошли на действующую службу бывшие изгои. А вот и она — война. Сначала — «финская», потом — «германская». Сложили мужики свои головы за Родину, которая не совсем им была матерью, а даже мачехой коварной. Их же дядя Иртегов Илларион Егорович, потеряв здоровье, растеряв семью, в 64 года вынужден был побираться, т.к. не мог работать. И получил в апреле 1930 года 10 лет исправительно-трудовой колонии…

Рассказ о людях, которые каким-то образом связаны с племзаводом «Пионер». Здесь они появились уже в 60-е годы прошедшего века. Это семьи Вейбертов и Подолинских. В приватных беседах с Генрихом Артуровичем Вейберт мы узнали, что он — потомок немецких переселенцев, перебравшихся в Россию в XVIII веке, и что многие его родственники были репрессированы в 30-е годы. Отец Г.А. Вейберта Артур Александрович Вейберт родился в г. Камышине Саратовской губернии в 1895 году. Но уже в 30-е годы ХХ века переехал с семьей в г. Свердловск. Здесь его арестовали в 1937 году и отправили в Ивдельский район в Ивдель-Лаг НКВД. А 19 августа 1937 года «заключенный» Вейберт А.А. был снова арестован, 21 августа осужден и в этот же день расстрелян. Так семья Вейбертов оказалась без отца, семьей репрессированных и подозрительных людей.

Были арестованы и другие родственники. Племянник Артура Александровича Вейберта — Юрий Павлович, 1922 г.р., в 1944 году отбывал наказание в г. Нижний Тагил в лагере Тагилстроя, работал токарем. 6 ноября 1944 года его повторно арестовали. 20 января 1945 года присудили 10 лет ИТЛ, которые он отработал, но к семье вернулся больным и измученным и вскоре умер.
Генрих Артурович Вейберт очень любил своего двоюродного брата и часто рассказывал о его судьбе и судьбе его брата Льва Вейберта, талантливого художника. Во время Великой Отечественной войны 17- летний Л. Вейберт был отправлен на Богословские копи г. Карпинска. После войны он окончил Свердловское художественное училище, а в 1965 году был принят в члены Союза художников СССР. О художнике-графике Льве Вейберте известная исследовательница судеб репрессированных немцев (трёхтомник «За колючей проволокой») Наталья Поэгле написала книгу «Лев Вейберт: офорт судьбы». Искусствоведы отмечают в работах Л. Вейберта пристрастие к сельским мотивам. Природа Северного Урала в его офортах и линогравюрах сурова, но всегда красива. Графическая вязь отточена до блеска, до ощущения сияния. Его работы ныне приобретены многими музеями страны и частными собраниями.

Ушел из жизни Лев Вейберт в 2006 году (1925-2006). Родственники Льва Вейберта и Юрия Вейберта, живущие ныне в Пионерском и Сугате, всегда помнят те тяжелые годы ссылок и арестов: годы унижений, страданий, недоверия, гонений, и своих родных, близких, сгинувших в лагерях НКВД. Несмотря ни на что, Генрих Артурович Вейберт (ныне уже покойный) верил в светлое будущее, а в 60-е годы вступил в КПСС и был активным общественником Пионерского сельского совета, партийной и профсоюзной организаций племзавода «Пионер».

Вечная им память, мученикам и страдальцам страны ГУЛАГа».

Отрывки из книги Н.А. Баскакова «Жестокие годы» (Список жертв политических репрессий по Талицкому и Буткинскому районам в 30-е годы).
К сожалению, книга еще не издана.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


В каком формате вы читаете книги в последнее время?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: