23.12.2022      534      0
 

Знакомить с профессией в школе = растить достойных специалистов


Во многих школах района существуют профильные классы, уже в стенах образовательного учреждения учащиеся могут попробовать себя в качестве специалиста той или иной сферы и понять, по какому направлению им далее следует двигаться. Если раньше такие классы с уклоном на профориентацию были редкостью, то на сегодняшний день их уже несколько: в МКОУ «Троицкая СОШ № 5» уже много лет существует класс «электромонтеров», в МКОУ «Троицкая СОШ № 50» с этого года ребята начали обучение в агроклассе, а в Троицкой школе № 62 с этого года работает класс с инженерно-железнодорожным уклоном (педагогический класс появился еще в 2016 году). Расскажем о том, чему обучают ребят в профильных классах, и почему такое образование даёт детям гораздо больше, нежели освоение стандартной образовательной программы.

5 ШКОЛА – «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ЭЛЕКТРОМОНТЕРА»

Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 5» Светлана Юрьевна Чернова рассказала, что в 5-ой школе открыты несколько таких специализированных классов: один из них двухпрофильный и включает технологическую и естественнонаучную направленности. Обучение по технологическому профилю осуществляется на основе сотрудничества с Талицкими электрическими сетями (отметим, обязательным условием существования профильного класса является связь с предприятием той или иной сферы). «Введение в профессию электромонтера» существует в школе с 2007 года, за это время 194 ученика 9 класса получили свидетельство об окончании курса, а 96 человек удостоверение об окончании курса предпрофильной подготовки в 11 классе. К слову, большинство из них впоследствии выбирают именно технические специальности и благодарят учителей и специалистов Талицких сетей за полезные знания и важный опыт, которые они получили еще в школьные годы. Сейчас в 10 классе по профилю занимается всего 7 человек – это объясняется значительной дополнительной нагрузкой и временными затратами. При этом ребята не только занимаются с учителями школы, обучают профессии их и представители профессиональной среды. В 9 классе это подразумевает 2 часа дополнительных занятий в неделю: в кабинете физике и технологии, в 10 классе занятия проводятся на базе ТалЭС. Для классов существует особая рабочая обучающая программа, она составляется специалистами-энергетиками, весьма обширна и включает более 300 часов. Проходят и экзамены для обучающихся: в 9 классе в виде творческого зачета, в 11-м — экзамен перед комиссией. Кроме того, финальный экзамен может стать началом трудовой деятельности в ТалЭС: выпускники школы за счёт предприятия обучаются в ВУЗах, а далее трудоустраиваются в компанию.

Естественнонаучный класс планируется связать с медициной, в том числе рассматривается сотрудничество с Талицкой ЦРБ. По словам директора школы, многие выпускники поступают в медицинские колледжи и институты, поэтому следует дать им возможность уже в школе попробовать себя в роли медика и понять, подходит ли лично тебе эта профессия. «Многие студенты разочаровываются в своей специальности спустя несколько лет после профильного обучения. А сейчас у них есть возможность попробовать себя еще в стенах школы», — отмечает Светлана Юрьевна.

Стоит отметить, что посещение занятий по профильному образованию – это осознанный выбор учеников, «если не пожелал, туда и не попадешь». Занятия проводятся вечером, а это требует наличия свободного времени и желания проводить его за этими занятиями. Даже если в итоге школьники не выбирают профессию, связанную конкретно с этой профессиональной подготовкой, они обладают навыками, которые точно пригодятся им в быту, даже в направлении электробезопасности. Выпускники говорят, что ничего лишнего на занятиях не было, и все полученные знания им пригодились: и в профессии, и в жизни.

 «Что греха стоить, в школе преподавателями работают в основном женщины. Так здорово, когда на воспитание, обучение приходят специалисты-мужчины, которым свойственны ответственность, преданность своему делу. А представителей ТЭС я могу охарактеризовать только с этой стороны, для ребят они становятся образцом отношения к работе и профессионализма. Ну, а для школы, для преподавателей это еще большее удовлетворение – приятно осознавать, что ты даешь детям дополнительную возможность проявить себя», — Светлана Юрьевна Чернова, директор МКОУ «Троицкая СОШ № 5».

50 ШКОЛА – АГРОКЛАСС

Для учеников и преподавателей 50 школы профильный класс стал новым проектом, который реализуется на базе учебного заведения с октября 2022 года совместно с Аграрным университетом Северного Зауралья г. Тюмени. Агрокласс ориентирован на учеников 9, 10 и 11 классов. В этом году в проекте принимают участие девятиклассники. Это не самостоятельная образовательная программа, она не предусматривает прохождение аттестации и получение документа об окончании курса предпрофессиональной подготовки. Однако, отмечает директор школы Екатерина Владимировна Лемешева, взаимодействие с преподавателями из университета значительно усилит существующую образовательную программу. Данный проект направлен на подготовку учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по таким предметам как физика, химия, биология. Имеет место быть и сопровождение представителями университета участия учеников школы в различных конкурсах и олимпиадах, и это, говорит Екатерина Владимировна, дополнительная возможность «прокачать» свои знания в довольно трудных предметах. Кроме того, для ребят будут организовываться профориентационные мероприятия (Дни открытых дверей, ярмарки вакансий), научно-практические конференции в стенах Тюменского университета, в котором впоследствии они смогут продолжить обучение по специальности. А вариантов у них будет много: ветеринария и инженерные системы, логистические системы и архитектурное направление, реклама и менеджмент, пиар и маркетинг. Агрокласс не ограничен тесными рамками сельскохозяйственных профессий, к которым мы привыкли, поэтому очевидно, что у ребят просыпается здоровый интерес к обучению в этом специализированном классе.

Кроме того, 50 школа уже достаточно давно поддерживает тесное сотрудничество с АО «Талицкое» (здесь отметим, что изначально появление образовательного учреждения связано с деятельностью этой организации), ученики школы посещают Дни открытых дверей, специалисты проводят для учащихся лекции. Сегодня в виду участия школы в проекте «Уральская инженерная школа» АО «Талицкое» становится социальным партнером ОУ, эти связи станут более тесными, чаще будут проводиться тематические мастер-классы и лекции в стенах школы, спикерами которых станут специалисты компании, а ученики смогут чаще бывать на производстве. Такое сочетание практической и теоретической частей позволит ученикам поближе познакомиться с перспективными направлениями развития агрокомплекса и станет хорошей базой для организации совместных научно-исследовательских проектов.

К слову, для обучающихся коррекционных классов в 50 школе есть предмет «сельскохозяйственный труд» — это направление реализуется достаточно давно. На обширной школьной территории ребята разбивают цветники. В школе существует и стройотряд, где разнообразным образом укрепляются трудовые и практические навыки учащихся.

«Чтобы у детей было как можно больше возможностей, чтобы определиться, попробовать в чем-либо себя реализовать и в жизни выбрать ту траекторию, с которой они не свернут. Поэтому на сегодняшний день мы рассматриваем все возможности, работаем с педагогами и ищем, в чем мы еще можем принять участие и с кем еще повзаимодействовать. Стараемся выбрать наиболее нужное и качественное, чтобы дать учащимся то, что им нужно и важно», — Екатерина Владимировна Лемешева, директор Троицкой СОШ № 50.

62 ШКОЛА – ИНЖЕНЕРНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАССЫ

С сентября этого года МКОУ «Троицкая СОШ № 62» вступила в проект «100 опорных школ РЖД», что ознаменовало появление на базе школы инженерно-железнодорожного класса ранней профильной ориентации (учениками стали обучающиеся 8 класса). В этом случае школа уже не только напрямую связана с Уральским университетом Путей и сообщения, но и с АО «Российские железные дороги». В рамках образовательной программы планируется реализовывать и программы дополнительного образования и подготовки обучающихся к поступлению в университет по этому направлению. Этот проект значительно отличается от всех описанных ранее: он реализуется при помощи новых форматов и подходов к обучению детей. Совсем недавно, на осенних каникулах, учащиеся инженерно-железнодорожного класса 62-ой школы приняли участие в «инженерном дайвинге». С 2016 года на базе школы существует профильный педагогический класс, курирует который Уральский педагогический университет. В рамках этого класса предполагается предпрофильная и профильная подготовка учащихся 10, 11 классов к педагогической деятельности. Рабочие программы («Я – лидер», «Введение в педагогическую деятельность») разрабатываются сотрудниками университета, они универсальны и подходят для будущих преподавателей всех предметов. В 2020 году 5 выпускников профильного класса поступили в педагогические вузы. Всего за 5 лет существования класса 13 выпускников выбрали профессию педагога математики, иностранного языка и пр.

В конце каждого диалога с руководителями школ я задавала один и тот же вопрос: что ученикам может дать обучение в профильном классе? И если для стороннего наблюдателя ответ может показаться очевидным, интересно было узнать мнение тех, кто уже не один год наблюдает за результатами ребят в специализированных классах. На удивление, все руководители как один назвали три основных преимущества профильного обучения: углубление знаний по профильным предметам (тем, которые предстоит сдавать в форме ЕГЭ для поступления в ВУЗы), ранняя профориентация (то, с чего начиналась статья: ученики заранее знают, куда они поступают и в какой сфере хотят развиваться) и расширение социальных связей и партнерств, возможность увидеть другие перспективы для собственного развития. Хочется остановиться на последнем пункте: профильное обучение еще в стенах школы, действительно, значительно проясняет картину мира абитуриента. Общение с преподавателями университета и представителями профильных организаций, возможность увидеть «внутреннюю кухню» производства и углубленные знания в сфере дают ученикам больше вводных для принятия решений о будущей профессиональной дороге и навыков общения и взаимодействия не только со сверстниками, но и представителями профессиональной среды.

И. Конюкова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5/5 - (1 голос)


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: