
«В нашем коллективе нет случайных людей, здесь только по зову сердца», — этой фразой закончился наш разговор с новой героиней Лайли, фельдшером скорой медицинской помощи, юной и хрупкой девушкой, которая ежедневно берет на себя ответственность за жизнь и здоровье пациентов. С Лайли мы знакомы еще со школы, позднее встречались уже на вызове, когда она, будучи медиком, оказывала помощь моему родному человеку. А сегодня мы встретились, чтобы обсудить тяготы и положительные моменты работы медика на скорой, высокий долг, который стоит перед каждым, кто решает посвятить свою жизнь медицине. Итак, уважаемые читатели, приятного знакомства с нашей героиней Лайли Серковой.
Лайли трудится в экипаже скорой помощи с 2021 года, за это время она успела набраться «боевого» опыта, научилась общаться с разными пациентами, умело оказывает им помощь и получает удовольствие от созерцания того, как на её глазах проблема больного будто бы улетучивается — ему становится легче, и это она считает главным результатом, целью своей работы. Впрочем, эти 4 года, путь к уверенности в своих силах был долог и труден: сначала Лайли обучалась в Свердловском областном медицинском колледже, где познавала азы медицины и фельдшерского дела, первая практика, первые пациенты, первые серьезные случаи закаляли, но в то же время укрепляли уверенность в верности сделанного выбора. Кстати, этот самый выбор стать медиком был принят еще за школьной скамьей. Когда Лайли училась в школе, бабушка настоятельно советовала внучке выбрать для себя именно путь медика, тогда и работа будет всегда и, что самое главное, профессия ценная и приносящая людям пользу. О своем решении наша собеседница ни разу за свою практику не пожалела, даже когда валилась с ног от усталости за рабочую смену, даже когда попадались неблагодарные, грубые пациенты. Ведь когда в твоей работе есть смысл, любые сложности и препятствия становятся по плечу, а плохие моменты забываются с первым взглядом благодарного пациента.


«С 2017 года, после окончания школы, по 2021 я проходила учебу в Свердловском областном медицинском колледже по направлению «лечебное дело». Так я и стала фельдшером. А именно скорую помощь я уже выбрала самостоятельно. Это произошло после первой практики в отделении скорой. Будучи студенткой, я окунулась в эту атмосферу, и тогда пришло чёткое понимание, что я хочу работать именно здесь, что здесь моё место. Поэтому на третьем курсе уже точно знала, с какой именно отраслью медицины я свяжу свою жизнь. Я даже не думала о том, что могу работать где-то еще, кроме скорой», — делится Лайли.
Большую роль в становлении нашей героини как медика сыграл коллектив, который тепло принял юную сотрудницу. Опытные, матерые фельдшеры скорой помощи не жалели делиться собственным опытом и наработками, давали советы как общаться с пациентами, обходить острые углы и искать компромиссы. «После первых смен было очень много переживаний. Как я справлюсь с такой серьезной, ответственной работой? Ведь, по сути, приходится брать на себя ответственность за чью-то жизнь, здоровье…», — вспоминает Лайли, поэтому поддержка коллектива была нужна как кислород. Первое время начинающий медик работала под руководством более опытного сотрудника, именно это время Лайли называет самым ценным опытом в своей медицинской карьере — вместе с наставником побывала в разных, в том числе сложных, непростых ситуациях, на вызовах, где мотала на ус верную тактику и ход действий. «Я впитывала все в себя как губка, все эти советы, знания, навыки. Сейчас из-за дефицита кадров мы чаще всего вынуждены работать по одному в бригаде. И наверно благодаря наработанному опыту у меня уже нет такого страха перед каждым вызовом, как это было раньше. То есть сейчас я себя чувствую увереннее, и все благодаря знаниям, которые я имею. Я безгранично благодарна каждому из коллег за то, что они вложили в меня все свои знания, умения, поделились опытом. И я знаю, что они всегда готовы дать совет в любой непростой ситуации. И даже если требуется, то приехать на помощь», — говорит Лайли. В ситуации, когда на вызов едет 1 фельдшер, большую поддержку медику оказывают водители. «Наши водители — все молодцы, настолько все ответственные и хотят помочь, что никогда не бросят тебя в сложный момент. А если того требует ситуация, то они заходят с нами на вызов. Они уже знают, что где лежит, в каком чемодане, помогают в проведении сердечно-легочных реанимаций, когда не хватает рук. Всегда быстро и четко довезут тебя до нужного адреса, помогут в транспортировке пациента. Водители — это тоже неотъемлемая часть нашего коллектива скорой помощи, на которых много чего держится». Кстати, маленький, но ставший уже таким родным коллектив подарил нашей героине не только опыт, но и близких друзей, коллеги Наталья и Лена могут разделить с ней не только рабочую смену, но и теплый вечер в дружеской компании, поддержать словом и делом.


«К сожалению, наш коллектив с каждым годом уменьшается. Кто-то находит новую работу, кто-то уходит на пенсию, но новых сотрудников пока нет. Мы их очень ждём. Но чем меньше коллектив, тем он дружнее. Поэтому мы стараемся друг с другом поддерживать исключительно теплые отношения. Конечно, бывают рабочие моменты, какие-то спорные ситуации, но все стараемся заканчивать полюбовно, без каких-то больших ссор и конфликтов. Благодаря скорой, я обрела своих подруг, единомышленниц, близких по духу людей. С одной из них, Леной, мы познакомились еще в студенческие годы. Мы жили в общежитии в одной комнате, она училась на год старше меня. Сейчас мы вместе работаем и продолжаем близко общаться. Восхищаюсь каждым из коллег, работа на скорой — это колоссальный труд».
Каждая смена сотрудников длится 12 часов, это может быть либо дневная смена, с 8 утра до 8 вечера, либо ночная — с 8 вечера до 8 утра следующего дня. При этом, выходя на работу, никогда не знаешь, что принесет новый день, это «кот в мешке», как говорит Лайли. Нередко случается так, что на работе приходится задержаться, например, когда нужно в срочном порядке транспортировать пациента в Екатеринбург, в ирбитскую больницу. Поэтому и степень усталости всегда разная, одна смена может пролететь незаметно, гладко и ровно, а другая — что ни вызов, то гора на плечи. Но, как уже отмечалось, это нисколько не омрачает для нашей героини её любимую работу, миссия оказывать нуждающимся медицинскую помощь остается непоколебимой и служит спасательным маяком во время рабочих штормов. Одним из таких сложных, но в то же время радостных моментов, Лайли поделилась с нами. До сих пор именно этих двух пациентов она вспоминает с теплотой, хотя в тот момент было до ужаса страшно… Однажды, вспоминает наша героиня, везя беременную пациентку в Екатеринбург, на Камышловской объездной, посреди полей, Лайли впервые пришлось принять экстренные роды в машине скорой помощи. Тогда она еще не имела за плечами богатого опыта, но малышка, готовая вот-вот появиться на свет, не желала ждать ни минуты.
«Боже, я как сейчас помню, что это произошло очень холодной зимней ночью на Камышловской объездной. Именно там родилась эта маленькая торопыжечка, которая не стала дожидаться нашей конечной точки пути, а решила появиться на свет где-то в поле. Но мне очень повезло, что в тот момент я была не одна в бригаде, потому что это были первые роды вообще в моей практике, и было очень важно, чтобы кто-то был рядом. Все эмоции, которые я пережила в тот момент, запомнятся на всю жизнь. Но это было очень страшно. И маме было страшно, ведь у неё это были тоже первые роды. А тут ещё такие экстремальные условия. Тем не менее, все прошло хорошо, малышка родилась здоровой. У мамы тоже всё без осложнений. Довезли их в роддом, сдали врачам и поехали со спокойной душой домой», — вспоминает наша героиня.

Впрочем, сегодня сложности отсутствия опыта сменились другими. Лайли отмечает 2 главных фактора — острую нехватку кадров и неудачный контакт с пациентами. Случается такое, признается она, что пациент буквально сразу настроен к медицинским работникам негативно, начинает создавать конфликтные ситуации, провоцировать и накалять обстановку. «Поэтому очень важно иметь крепкие нервы, сохранять спокойствие и все равно пытаться как-то сглаживать все углы в общении с такими пациентами», — говорит Лайли. Сложный график работы и неприятный опыт общения с пациентами довольно сильно влияют на эмоциональное состояние. Уходя домой со смены, все проблемы стараешься оставлять на работе, но всё же иногда слова пациентов надолго остаются в памяти, и с этим тяжелым грузом приходишь домой. В таких случаях незаменимую поддержку для нашей героини оказывает её любимый супруг, готовый выслушать и поддержать. Прогулка на свежем воздухе, отдых в компании родных, душевные разговоры с близкими — лучшее лекарство от проблем на работе. Качественный отдых действительно важен и с точки зрения медицинской, ведь «все подавленные эмоции негативно сказываются на состоянии нашего здоровья, на нашем психоэмоциональном фоне», — подчеркивает наша героиня.
Возвращаясь к теме нехватки сотрудников на скорой, Лайли отмечает, что на это влияет множество факторов, в том числе и заработная плата, и незащищенность сотрудников на смене. Тяжелый труд должен оплачиваться достойно, тем более если в руках медиков жизни и здоровье людей. Нередки случаи, когда и жизнь самых сотрудников подвергается угрозе. «Часто приходится сталкиваться с агрессивными пациентами, Бывает, и нападают на вызовах, в основном это лица с неадекватным поведением. К сожалению, такие нападения на сотрудников скорой помощи иногда заканчиваются и летальным исходом, как это было несколько лет назад в Березовском, когда пациент просто взял и ударил медика ножом в грудь. Это был молодой парень, он, к сожалению, скончался, у него осталась семья», — говорит Лайли. К счастью, таких случаев в практике нашей героини не случалось, тем не менее, появление законной защиты и увеличение штата сделало бы труд медиков более безопасным и качественным. Впрочем, отмечает Лайли, большинство пациентов на её пути — отзывчивые, добрые и порядочные люди, по достоинству оценивающие труд медиков

Стоит ли говорить о том, что свободного времени у Лайли остается мало? После тяжелых смен она находит время на спорт, общение с близкими и друзьями, но все же больше сил отдает любимой работе. Кстати, она, как и коллеги, постоянно обучается чему-то новому, ведь медицина никогда не стоит на месте. «Мы проходим обязательное обучение каждые пять лет. Ежегодно пополняем свои знания, слушая лекции, ездим на очные семинары, решаем тесты, которые отправляет нам Минздрав. Всегда находимся в каком-то круговороте получения новых знаний», — делится героиня.
«Я до сих пор считаю, что нахожусь на своем месте, потому что в другой сфере себя даже не представляю. Наверное, работа на скорой — это не для каждого, туда нужно идти по зову сердца, по зову души, поэтому на скорой случайных людей не бывает», — заключает Лайли Серкова.