19.08.2025      276      0
 

«Везде стараюсь увидеть красоту, она есть во всем…»


Если перефразировать это высказывание, можно сказать, что нет неинтересных людей, просто нужно увидеть их индивидуальность, исключительность или, как это иногда говорят, штучность.

Мне на таких людей везет. И недавнее знакомство — из их числа. Петр Гумич — почетный архитектор России, член Союза архитекторов СССР, России, главный архитектор города Надым. Так сказать, птица высокого полета. И каким ветром его занесло в Талицу? Случайность? Но, беседуя с Петром Семеновичем, понимаю, что в его жизни мало случайностей, как он говорит, «судьба вела».

Родился он в 1938 году в городе Синельниково Днепропетровской области. Едва стал осознавать себя в этом мире, как началась Великая Отечественная война. В октябре 1941-го город оккупировали гитлеровцы. Два года фашистской оккупации… Детская память сохранила фрагменты тех страшных событий, людей поддерживала только слабая надежда, что врага все равно одолеют, разобьют. В октябре 1943 года советские войска освободили Синельниково. В разграбленном полуразрушенном городе жилось трудно. Но, как оказалось, основные испытания начались в 1947-м, когда ко всем бедам присоединился страшный неурожай. Начался голод, вспоминает Петр Семенович, люди семьями потянулись на вокзалы, чтобы уехать в сытые края, если такие на тот момент имелись. Двинулась в путь и его мать с двумя сыновьями. В Одессе Петю оставили на вокзале караулить нехитрое имущество в узлах, а мать с братом отправились поискать хоть какой-нибудь еды и кипятка. Так Петя потерялся… Метался девятилетний мальчишка по вокзалу, городу, до сих пор с содроганием вспоминает знаменитую Потемкинскую лестницу, по которой его босые ноги набегали не один километр.

Так он оказался в детском доме в селе Серебрия Винницкой области Могилев-Подольского района, далеко от дома, на западе Украины. Мама потом найдет сына, но ей посоветуют оставить его здесь до окончания школы – так им всем будет легче выжить.

Воспоминания о том времени самые светлые. В детский дом пришли работать вчерашние фронтовики, которые и сами горя хлебнули, поэтому жалели осиротевших пацанов. Воспитателем у них был бывший моряк, он хорошо пел, рисовал на детские темы, прекрасно копировал чужие картины, привлек к этому и Петра, тем более что он с детства любил рисовать. Так, можно сказать, началось становление его таланта.

После окончания 7 классов продолжил учебу в Могилеве-Подольском, каждое утро бегал по железнодорожным путям за 4 километра в школу. Вставать приходилось рано, заботливый повар дядя Степа обязательно кормил завтраком. Причем он не только готовил еду для питомцев, но и научил многому, что пригодилось в дальнейшей жизни. Так в 1980 году бывшие воспитанники собирались на вечер встречи, некоторые стали военными, музыкантами, учителями, и хотя их разбросало по всему большому Советскому Союзу, никто из них не потерялся на жизненном пути.

Школу Петр окончил с серебряной медалью и сразу же поступил в Киевский государственный художественный институт, где наряду с архитектурой приобрел профессиональные живописные навыки. Помогло и то, что в школьные годы он посещал изостудию Дома пионеров города Могилев-Подольский по классу рисунка и акварели. В 1961-м во время преддипломной практики Петр посетил Ленинград, Ригу, Таллин. Псков, Новгород. Эта поездка нашла отражение в его работах: рисунки карандашом, акварели, много украинских мотивов, это несмотря на то, что его основной специальностью была архитектура.

После завершения учебы в 1962-м и до 1980 года работал в Полтаве, но, как говорится, какой архитектор не мечтает построить свой город? Была такая мечта и у Петра Семеновича. То было время, когда возводились новые города, не хватало хороших архитекторов. Пригласили и его – идея была заманчивая, начинать все с чистого листа. Поехал Гумич П.С. осваивать тюменский север, строить город Нягань. Вспоминая то время, Петр Семенович признается, что возведение города в тайге для него было делом новым. Там вообще все было новым и необычным: природа, белые ночи, полярное сияние, короткое северное лето, комары, холодная река Няхынь-Югань, в которой бесстрашно купались новые поселенцы. Наблюдая за их работой, энтузиазмом, верой в прекрасное будущее, художник всей душой понимал величие самоотверженного труда строителей. Там родится целая серия его акварельных рисунков, картин, запечатлевших, на его взгляд, необычную и непохожую на другие северную природу. Петр Семенович считает, что архитектор не может не быть художником.

Надо сказать, что Нягань – это сегодня он современный город нефтяников, а тогда – несколько десятков бамовских домиков, балки и вагончики, которые населяли молодые, дерзкие, целеустремленные люди, которые уже видели в мечтах свой город. И осуществить ее помогал архитектор Гумич. Там он проработал 4 года, потом Петр Семенович вспоминал, что «в такой местности построить город и сохранить природное богатство — непростая задача. Годы в Нягани, жизненный опыт и трудовая деятельность не прошли бесследно для меня как человека, гражданина и архитектора».

Затем был Надым, который стал большой вехой в жизни главного архитектора Гумича. Сегодня он по праву считает, что построил половину города, занимался всеми поселками, неслучайно ему присвоено звание «Почетный гражданин Надымского района». Этот город стал родным, каждый дом — своим. Здесь его вторая родина.

Не вдруг появилась и Талица. Еще в молодости Петр Семенович узнал о подвиге Николая Ивановича Кузнецова, посещал леса, где базировался партизанский отряд «Победители». Подспудно жила мысль: побывать на родине героя-разведчика. Жизнь приготовила такой сюрприз. Побывал в Талице, Зырянке, делая в альбоме наброски памятника Н.И. Кузнецова в сквере, случайно встретился Николаем Владимировичем Струтинским, другом и боевым соратником Героя. Кроме того, Талица преподнесла ему еще один большой подарок: здесь он встретил свою будущую жену Татьяну Ивановну, учительницу из школы №5. Вот уже 36 лет они вместе, воспитали сына с дочерью, подрастает внук, который тоже пытается рисовать. Жена сына – архитектор, значит, профессия с фамилией Гумич продолжается.

Супруги проживают в Надыме, но каждое лето приезжают в Талицу, где проводят летние каникулы и греются на солнце. Но без любимого дела Петр Семенович не может ни дня, бродит по округе, делает наброски, много акварелей посвящено Талице, ее природе. «Везде стараюсь увидеть красоту, она везде есть!» – утверждает художник. Свои картины он дарит друзьям, в музеи, так он отдал в дар Троицкому краеведческому музею свою работу «Дворец Поклевского. Вид с южной стороны. 1998 г.».

Сегодня Петру Семеновичу 87 лет, но он полон планов, интересных задумок, хочется привести в порядок свое творческое наследие, оформить альбомы. Во всем ему помогает его верная спутница Татьяна Ивановна. Как он сам говорит, «каждая картина – это определенный жизненный этап, эпизод, часть жизни. Есть картины, наполненные более глубоким смыслом, есть просто этюды, у которых другая задача, они передают красоту. Но все они дороги для меня». Художнику хочется, чтобы плоды его труда остались детям, внукам, близким людям, современникам.

Е. Малова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5/5 - (1 голос)


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: