23.10.2023      451      0
 

«Даже школьникам с хорошей успеваемостью тяжело учиться…»


По статистике, российские дети выполняют уроки дольше, чем в других странах, в среднем тратя на это около 4 часов! 

Учебный год только начался, а родители уже негодуют от количества домашних заданий. На страницах местных пабликовразгорелось бурное обсуждение довольно актуальной проблемы: «Учителя стали плохо преподавать, дома ребёнку приходится объяснять материал битый час, а помимо этого ещё и кучу уроков задают. В итоге сидим и занимаемся весь вечер». К этому ещё добавим шесть-восемь уроков в школе, секции и кружки, получается целый рабочий трудовой день. А отдыхать когда?.. Давайте разбираться, такова ли ситуация в талицкихшколах? Подробнее о школьном процессе нам рассказала мама ученика, который учится в 5 классе. 

— Сын перешёл в пятый класс, да, задают много. В сравнении с начальной школой, где, конечно, было не так тяжело. Тогда с ребятами занимался один учитель, который рассказывал им весь материал на уроке, а дома нужно было просто закрепить пройденные темы, выполнив пару упражнений. Придя домой, у ребёнка пока ещё хорошо усвоена информация, и он с легкостью мог сделать домашнюю работу, абсолютно без моего участия. Сейчас даже просто сесть делать уроки – это, можно сказать, испытание, сыну трудно привыкнуть, что объём работ увеличивается, каждый учитель-предметник по-своему реагирует на сданные/не сданные задания, на ошибки и так далее. Ещё отмечу, современная программа для детей очень насыщенная, учитель не успевает дать весь материал на уроке, им задают читать параграфы на «самоучение», а некоторые предложения в учебнике выстроены так сложно для понимания, хотя можно было написать понятными для детей словами… Ночтобы в будни не засиживаться допоздна за уроками, у нас есть правило — выполнять домашнюю работу на выходных, если на предстоящую неделю уже получили задания. Ведь помимо уроков мы ещё посещаем разные кружки и секции. Я какродитель, конечно, пытаюсь всячески поддерживать и помогать своему ребёнку. Учеников в школе много, и каждому педагог не в силах уделить достаточно внимания. Хорошо, что вы затронули эту тему, в любом случае нужно говорить об этом: об объеме домашней работы, о целесообразности заданий и учебников.

«ПОМОЩНИК ШКОЛЬНИКА — ГДЗ»

Из-за большой нагрузки или страха получить плохую оценкубольшинство школьников приноровились списывать. Одним из популярных сайтов у ребят считается «решебник готовых домашних задач». Конечно, младшие классы мы в счёт не берём, примерно в 70% случаев делать уроки им помогают родители, по статистике тратя на это около двух часов. А вот остальные… За год подобные порталы фиксируют до 1,6 млрд.посещений! 

Как подобные сайты влияют на детей, и какие методы борьбы используют учителя? Мы поговорили с несколькими талицкимипедагогами, и все как один согласны друг с другом.

— Безусловно, списывание с ГДЗ приводит к оскудению и деградации детских умов, мыслительная деятельность не развивается. В результате необходимый материал ученик не усваивает, что в дальнейшем лишает его качественного обучения и развития. Впоследствии ребёнок начинает получать плохие оценки и теряет интерес к учебе. Чтобы избежать возможности списать с интернета, мы создаём задания в нескольких вариантах, либо даём индивидуальные карточки, проверяем не только ответы, но и решения. Однако самым проверенным способом оценить знания учащегося являютсясамостоятельные и контрольные работы.

ОТМЕНИМ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ, И ВСЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАТСЯ!

Идею отменить домашние задания поднимали в Госдуме не раз, инициаторы считают, что школьники из-за больших нагрузок теряют не только здоровье, но и интерес к учебе. В Белгородской области в 2019 году даже запустили программу по переводу школ в формат полного дня (когда дети остаются в учреждении до вечера), тем самым ребята успевают сделать все задания в урочное время. Но глобальной отмены домашнего задания в государственных школах так и не произошло. 

Ведь все-таки эти задания нужны, так ученик лучше усвоит материал и научится применять новые знания на практике. Но проблема не в домашних работах, которые должны быть оптимальными по объему (не более 40 минут на один предмет), а в перегруженности современных программ. В сравнении с советской системой, где практиковался единый стандарт школьной программы во всех учебных заведениях и учились строго по одному курсу, сейчас существует более 7 школьных программ, одобренных ФГОС, и ребятам стремятся дать максимум знаний. Сложные для восприятия темы нередко даются раньше, либо их изучение выпадает на каникулы или конец четверти, когда материал хуже усваивается или забывается вовсе. В результате растет количество детей, которые отстают в учебе, а родителям приходится тратить многочисленные часы на новые объяснения, но чаще прибегать к помощи репетиторов. Как пишет пользователь местного сообщества: «Что дают в школе учителя? Да ничего! Приходится с ребёнком много заниматься дома и ходить к репетитору, в итоге за деньги получаем эти же знания. В этом и проблема нашего оптимизированного образования». По факту вся вина ложится на учителя, который не способен перестроить преподавание и учебный план в виду огромной загруженности бумажной работой…

«Не спорим, что в российских школах очень велик объём домашних заданий, — говорит руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Домашние задания -это больше шаблонное натаскивание, творческих задач очень мало. По урокам музыки, физкультуры, истории искусств почти ничего не задают на дом. У нас не принято искать новые знания путём эксперимента, собственного исследования ученика».

Хочется отметить, что в Талице сейчас преподают немало творческих педагогов, которые при любой возможности пытаются разнообразить учебный процесс, используя увлекательные игровые форматы. К примеру, тренировка памяти (в виде запоминания фактов), тайм-челленджи (когда задачи выполняются за ограниченное время), квесты или просмотр мультипликационного учебного фильма (дети получают знания и больше вовлечены в сюжет). В век цифровизации в школьные будни вовлекают и современные технологии, школы оснащены интерактивными досками, индивидуальными ноутбуками, 3D-ручками и принтерами, цифровыми лабораториями. Так новое поколение углубленно погружается в цифровую среду, которая даёт возможностиполучать гибридное обучение — дистанционно подключаясь из дома, школьник не пропустит занятие, если он заболел; в онлайн-пространстве можно получить доступ к более широкому спектру образовательного контента, к примеру, из любой точки мира послушать лекции МГУ. А самое главное, ребёнок в стенах любимой школы может определиться со своей будущей профессией и начать вникать в неё ещё за партой. Это большой шанс вырастить настоящих профессионалов своего дела! 

Проблема объёма работ домашнего задания поднимается уже долгое время, и как такового пути решения до сих пор нет. Я думаю, именно такими способами, которые изложены выше, можно избежать этих трудностей и сохранить любовь к учебе. А вопросы о количестве, содержании и ответных действиях со стороны учителя необходимо обсуждать на другом уровне.

Д. Кочева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5/5 - (1 голос)


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: