02.10.2024      88      0
 

Конституционный суд РФ обязал федерального законодателя
предусмотреть резервный механизм обеспечения лиц, страдающих
жизнеугрожающими и хроническими редкими (орфанными)
заболеваниями, лекарственными средствами


Постановлением Конституционного Суда РФ от 26.09.2024 № 41-П
выявлен конституционно-правовой смысл пункта 10 части 1 статьи 16 и
части 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации». Указанные нормы признаны не
соответствующими Конституции РФ и ее статьям в той мере, в какой они не
предусматривают резервного механизма обеспечения лиц, страдающих
заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических
прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к
сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности,
лекарственными средствами в случае, когда соответствующая обязанность,
возложенная на субъект РФ, не может быть надлежаще исполнена.

Конституционным Судом отмечено, что для лиц, страдающих
орфанными заболеваниями, обращение к лекарственному обеспечению за
счет государственного бюджета — фактически единственный доступный
способ получить жизненно необходимое лечение. При недостаточности у
субъектов РФ, реализующих полномочия в области лекарственного
обеспечения таких лиц, собственных средств обращение за судебной или
административной защитой хотя и способно привести к положительному для
гражданина решению, но не обеспечивает в полной мере защиту права на
здоровье и медицинскую помощь, поскольку не гарантирует
незамедлительного приобретения и предоставления лекарственных
препаратов.

Однако никакие обстоятельства финансового или организационного
характера, негативно влияющие на закупку лекарственных препаратов, не
могут служить оправданием для отказа в предоставлении или для задержки
предоставления лекарственной терапии, независимо от того, по какой
причине эти обстоятельства возникли.

Лица, страдающие орфанными заболеваниями, нуждаются в особом
организационно-правовом механизме для наиболее оперативного
предоставления им лекарственных средств. Такой механизм должен
предусматривать совершение уполномоченными федеральными
государственными органами необходимых действий, конечным результатом
которых будет обеспечение лекарственными средствами нуждающихся в них
лиц, в ситуации, когда становится очевидным, что соответствующая
обязанность не может быть надлежаще исполнена субъектом РФ.
Федеральному законодателю надлежит в возможно более короткий
срок внести в законодательное регулирование необходимые изменения.

Прокуратура Талицкого района

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: