03.08.2022      647      0
 

Непрестижная профессия


Компанией HeadHunter было проведено исследование по самым престижным профессиям в России. Список возглавили программисты — так считали 17% участников опроса. На втором месте оказались профессии директора и топ-менеджера (13%), третье разделили президенты, инженеры и врачи (по четыре процента). Депутаты и госслужащие набрали по три процента и заняли четвертую строчку.

Наименее престижной россияне считают профессию уборщика (17%), затем идут продавец и кассир (13%), дворник (12%) и… учитель – 4 процента. Для большинства соискателей престиж профессии определяется величиной зарплаты, об этом заявили 74% опрошенных. Еще 58% обратили внимание на такую вещь как уважение в обществе, а 51%, говоря о престиже, отметили пользу, которую приносит обществу та или иная профессия. Исследование проводилось с 9 по 15 ноября 2020 года среди 4184 соискателей.

Когда профессия дворника становится престижнее учителя, делать выводы становится поздно, лечить бесполезно, наступает время оперативного вмешательства. Не устану приводить эту знаменитую своим моральным уродством фразу Андрея Фурсенко, произнесенную им в конце 2000-х годов еще в бытность министром образования и науки РФ: «Главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». Когда так считает профильный министр, то о каком качестве образования, престиже профессии может идти речь? Представляете, человек-творец – это ошибка! Давайте сравним образ советского педагога с его дальнейшими трансформациями.

С 1960-х годов в СССР любое кино для детей 12-16 лет обязательно отражало школьную жизнь и будни учителей. Иначе и быть не могло, ведь тогда профессия учителя считалась престижной, педагог был авторитетом, человеком уважаемым. Кинематограф и литература весьма трепетно относились к ним. Вспомним фильмы «Доживем до понедельника» (1968), «Большая перемена» (1972), «Внимание, черепаха!» (1969), «Весна на Заречной улице» (1956), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988). Многие еще помнят великолепные произведения, которыми зачитывалось наше поколение, вызывающие пример для подражания учителю: «Уроки французского» (1973) В. Распутина, «Первый учитель» (1962) Ч. Айтматова, «Жизнь и приключения чудака» (1981) В. Железнякова. Педагог в них не просто транслирует знания, но является интеллигентным, тонким и чутким наставником.

В 90-е, после распада СССР, во времена тотальной преступности, вседозволенности, страха, жажды наживы и стремления идти к лучшей жизни по головам, искусство выдало образ этакого учителя-неудачника, человека, который оказался в школе лишь по причине неумения найти свое место в новой реальности, обиженного на весь мир, живущего в постоянном стрессе. Этот забитый неприятностями «ламер» за копейки ведет уроки, постоянно находясь в конфликте с неуправляемыми подростками. Эти картины можно наблюдать, просматривая постперестроечные сериалы и короткометражки, например, «Простые истины» (1999-2003), где учителя узнают о новых принципах жизни от самих детей. Или взять героев фильмов С. Багирова «Равноправие» (1993) и «Рыпкина любовь» (1993), где педагоги показаны гипертрофированно лицемерными, пассивными и даже глупыми. Их образы доводятся порой до ничтожности. В литературе того времени учителя высмеивают, над ним иронизируют и потешаются авторы. Так В. Сорокин в своих рассказах «Сергей Андреевич» и «Поминальное слово» (1998 год) выставляет школьных наставников глупенькими и излишне сентиментальными, но одновременно и людьми, которые учат детей хищническому отношению к природе.

2000-е годы создали образ учителя-маргинала. Опасное время позади, казалось бы, давай, крутись, делай бабки! Но учитель, напротив, превращен в изгоя, отщепенца, не умеющего лгать и обманывать, приспосабливаться, зарабатывать деньги, — этакий «чудик» от Шукшина. Педагог хранит ценности, которые уже не вписываются в устройство нового мира и не нужны его ученикам. Неплохо раскрыт образ учителя того времени в фильмах «Все умрут, а я останусь» (2008), «Розыгрыш» (2008), в сериале «Школа» (2010). Ему надоело вести за ручку ребенка в мир знаний, поскольку в ответ он получает лишь насмешки и оскорбления, он слишком устал, запутался в жизни, учителю самому порой кажется, что он не достоин уже ни доверия к себе, ни уважения. Такой человек описан в романе А. Иванова «Географ глобус пропил» (2003), прочтение которого вызывает тягостное впечатление. Образ учителя, не способного найти свое место в новой жизни, можно отыскать и в рассказах Ю. Буйды «Химич» (2011) и А. Геласимова «Нежный возраст» (2004).

Но учитель бунтует, он не желает больше мириться со своим бесправным положением. Осознавая опасность скатывания в бездну необразованности, и общество начинает менять свое отношение. С 2010-го все вдруг вспоминают о воспитании и роли школы в этом вопросе. Педагог обретает почву под ногами и громко заявляет о своих правах, требуя реакции на школьные проблемы. Выходят непростые фильмы «Училка» (2015), «Класс коррекции» (2014). Учитель даже начинает походить на героя, способного изменить мир, это легко читается в сериалах «Учителя» (2018), «Иванько» (2020). У него, оказывается, есть личная жизнь, имеются проблемы и заботы, но учителю известен способ изменения мира, он знает, как помочь своим подопечным найти верное направление и расставить приоритеты. Эти новые люди учатся вместе с детьми и меняют мир вокруг себя. Как по Конфуцию — «Учитель и ученик растут вместе». Получается, что это совсем не искусство отображает правду жизни, напротив, оно само и меняет жизнь в ту или иную сторону. Когда ребенок видит по телевизору, как другие дети матерят или даже избивают педагога, у него возникает невольное желание подражать киногероям, вести себя так же, ведь зачастую он не может вникнуть в глубокий замысел автора.

Сегодня учитель обременен дополнительными обязанностями. Им, пусть и не без потерь, но как-то удалось пережить пандемийные новшества ценой своих нервов и здоровья. Но современный педагог превращен в писаря, строчащего бесконечные отчеты, рисующего макеты уроков, а также в жандарма, вынужденного следить за активностью детей в социальных сетях. У него бесконечное количество обязанностей, но не так много прав. Об этом в прошлом году негодовал Михаил Делягин в Госдуме. На это уже несколько лет обращают внимание учительское и родительское сообщества. И вот стало известно, что с 1 сентября 2020 года будет снижена документационная нагрузка на педагогов. Президент подписал объемный пакет законов, касающихся и ряда важных вопросов в сфере образования. Например, поправками установлено, что возложение на педагогических работников работы, не предусмотренной Законом об образовании, в т.ч. связанной с подготовкой документов, не включенных в перечень Минобразования, не допускается. Проект такого перечня уже подготовлен, в него включены: рабочая программа учебного предмета (в т.ч. внеурочной деятельности), учебного модуля; журнал учета успеваемости; журнал внеурочной деятельности (для осуществляющих ее); план воспитательной работы (для классных руководителей); характеристика на обучающегося (по запросу). В ведомстве поясняют, что для заполнения оставлен только необходимый перечень документов, который напрямую связан с ведением образовательного процесса. Остальная часть работы с документацией в школах будет возложена на иных административных работников. Закон также дает образовательным организациям право применять электронный документооборот.

Особо отмечается, что дополнительные работы выполняются только с письменного согласия работника, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты. Министр просвещения Сергей Кравцов считает это «очень важным документом, который поможет решить одну из главных проблем современной российской школы, освободить время для творческой работы учителя с детьми, развития его педагогического мастерства, совершенствования методов обучения и воспитания. Благодаря таким шагам удастся создать условия для формирования новой, комфортной, современной образовательной среды». Хотелось бы, чтоб так и вышло, как на бумаге. Но дело в том, что вряд ли у педагога появится в результате масса свободного времени на все вышеперечисленное. Как я уже упомянул выше, в данном случае показано оперативное лечение, а не «обезболивающие уколы». У нас и без того, если верить ст. 8 Трудового кодекса, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. То есть ни должностная инструкция, ни локальные акты организации не могут возлагать на учителя дополнительные трудовые функции. А согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, можно лишь договориться с работником. Но как бы там ни было, какие-то позитивные изменения происходят, и то ладно.

Что интересно, в США в частных школах основной статьей доходов, определяющих уровень зарплаты учителей, являются пожертвования выпускников, которые стали топ-менеджерами, директорами, миллионерами, в общем, успешными и богатыми. Они вспоминают своих учителей и жертвуют им от щедрот своих. Благодаря этому их учителя зарабатывают больше наших, хотя по американским меркам они тоже нищие и гонимые. Учитель в штатах также не попал в престижные профессии, хотя живет он раз в пять-шесть лучше российских педагогов.

2023 год объявлен в России Годом педагога, учителя и наставника. Станет ли это показателем того, что фигура учителя вновь станет знаковой в российском обществе? Возможно, все будет зависеть от нашего кинематографа и литературы, которые оказывают слишком сильное влияние на общественную мораль и поведение детей. 

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель», сказал К. Ушинский. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», — считал немецкий педагог А. Дистервег. Не стоит забывать и простую истину: тот, кто учит детей, владеет их умами. Но дальше всех видел А. Чехов, как всегда, он необычайно прозорлив: «Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  
В каком формате вы читаете книги в последнее время?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: