26.01.2023      355      0
 

После ВУЗа — в никуда?


Сегодня часто можно услышать, что не хватает в школах учителей, в больницах – врачей, на предприятиях – специалистов среднего звена и проч. Такое ощущение, что страну наводнили в огромном количестве юристы, психологи, экономисты, хотя учебные заведения по-прежнему готовят весь необходимый список требуемых профессий. Что же происходит?

Стало модным вспоминать и сравнивать нашу жизнь с советскими временами. К примеру, лично я, после окончания филологического факультета Уральского госуниверситета, в 1982 году приехала по республиканскому распределению в Талицу. Но для новоиспеченного специалиста в городских школах вакансий не нашлось. С трудом «нащипали» у учителей-стажистов по нескольку часов и сделали ставку для меня. Сейчас трудно такое представить! Теперь картина иная: на сегодняшний день не хватает учителей математики, русского языка и литературы, географии, истории, физкультуры, психологов. Выходят из положения, приглашая по совместительству предметников из других школ, либо свои педагоги берут дополнительные часы. Но здесь тоже свои минусы: чему, допустим, может научить физрук, замещая учителя математики?..

Дефицит врачей в стране составляет почти 60 тысяч человек. Специалистов среднего звена – медсестер – 56 тыс. чел. Продолжается «отрицательная динамика» медицинского персонала в первичном звене мед.помощи. Более 50% медработников – люди пенсионного и предпенсионного возраста

И мне кажется, что объяснение такому явлению есть. В те давние времена все студенты учились на равных правах, на бюджете, как говаривали тогда — государство вас учит. Поэтому закономерно, что требовалось вложенные в каждого средства отрабатывать. Существовала система распределения в вузах, у каждого из них на конец года имелся обширный список населенных пунктов, где ждали выпускников. С получением диплома об окончании теперь уже бывший студент получал и направление, куда ему следует направляться на работу. Понятно, что лучшим студентам доставались и лучшие места, остальным – что осталось. Как бы в порядке вещей было, когда свердловчанин отправлялся куда-то в среднеазиатскую республику, на север или Дальний восток и т.д. Выдавались «подъемные» в зависимости от расстояния. Я, к примеру, уезжая в Талицу, получила 33 рубля! «Откосить» от этого могли девчонки, которые перед распределением срочно выскакивали замуж за местного (порой фиктивно), они получали так называемый свободный диплом, его же получали и замужние, которые ехали вместе с мужем по его распределению. На тот момент казалось, что три года, которые необходимо отработать, — целая вечность. Хотя это давало и свои преимущества: при поступлении на работу в дальнейшем полученный стаж давал предпочтение соискателю в глазах работодателя. За отказ от работы по распределению наказывали, это считалось преступлением. Таким образом, вузы, направляя своих выпускников, закрывали практически все вакансии в разных отраслях.

Стоит напомнить, что система распределения существовала в России еще в царское время, только в отдельных учебных заведениях, а повсеместный характер в СССР она получила в 1933 году. Считалось, что таким образом государство решает проблемы с дефицитом специалистов, безработицей. Кстати, в Белоруссии она существует и по сей день. Там молодые специалисты получают еще жилье (чаще всего место в общежитии) и подъемные. А в России такую систему отменили, когда она присоединилась к Болонскому процессу.

Поэтому сегодня вернуться к такому было бы практически невозможно, поскольку студенты обучаются за счет собственных средств, вернее, родительских, и ничем никому не обязаны. Хотя в правительстве, в Госдуме ведется активная работа над законопроектами, которые должны внести какие-то изменения в создавшуюся ситуацию. Но к старому уже нет возврата. Правда, согласно всевозможным опросам, около 70% россиян просят восстановить распределение, оно, по крайней мере, гарантировало выпускникам и трудоустройство, и жилье.

Однако имеется один рычаг, который позволяет обязать выпускника отрабатывать свое обучение. Речь идет о целевом обучении – подготовке специалистов, когда для таких студентов выделяются по договору с заказчиком бюджетные места. Тут по завершении обучения выпускник обязан отработать по распределению три года.

На такое обучение выделяется квота – определенное количество бюджетных мест с учетом потребности в тех или иных специальностях. Договор на такое обучение заключается между гражданином и заказчиком (в его роли выступает представитель государства – министерство, ведомство, департамент, к примеру, образования, здравоохранения). В договоре указывается и будущий работодатель, допустим, Талицкая ЦРБ, сколько он должен отработать (но не менее трех лет). Если гражданин не выполнит свои обязательства, то он должен возместить всю стоимость обучения, проживания (если было общежитие) и сумму выплаченных стипендий. Сегодня идет речь о значительном увеличении этой суммы. Видимо, чтобы пресечь возможность обмана.

Не будем подробно рассказывать обо всем списке специальностей, где имеется возможность целевого обучения. Но если взять, к примеру, наш город, то у талицких выпускников востребованы медицинские и педагогические вузы. Только, к сожалению, «целевики» не в полном объеме возвращаются в родной город. Чаще без объяснения причин. Видно, Талица маловата для большого плавания. Причем интерес к медицинским профессиям наблюдается не только у нас. Как отмечает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, сейчас более 50% студентов-медиков обучаются по целевому приему. Только в Свердловской области ежегодно на такое обучение набирают 250 человек! Невольно возникает вопрос: а где тогда врачи, которых не могут дождаться на местах? И я не одинока, задавая данный вопрос. Именно об этой проблеме говорил губернатор Свердловской области Е.В. Куйвавшев во время декабрьской прямой линии, отвечая на вопрос об укомплектованности больниц кадрами. Более того, губернатор поручил минздраву области разработать комплексную программу по обеспечению больниц врачами, что позволит увеличить число молодых кадров, в том числе и в отдаленных территориях. Планируется, что это число возрастет до 100 специалистов в год. И медицинские учреждения также смогут направлять на обучение своих «целевиков», которые потом вернутся обратно.

Следует напомнить, что в Свердловской области действуют меры поддержки для медицинских специалистов, приезжающих на работу в отдаленные территории. Это программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Выделяется жилье. Именно благодаря этим мерам удалось, начиная с 2012 года, привлечь 1198 специалистов, только в 2022 году больницы пополнились 162 медиками.

«Вопрос укомплектования наших медицинских учреждений медицинскими кадрами, специалистами, не только врачами, но и средним медицинским персоналом, — это сегодня очень актуальный вопрос», — губернатор Свердловской области Е.В. Куйвашев

И цель предложенной Куйвашевым программы не только в увеличении медицинских кадров, но и в повышении престижа профессии. Хотелось бы надеяться, что благодаря этому население станет получать своевременно квалифицированную помощь. Люди устали томиться в очередях, дожидаясь заветного талончика к врачам неделями, когда порой отпадает нужда в таком специалисте. Возможно, тогда медицина станет милосерднее, пациента не станут просто ставить перед фактом, а предпримут попытки ему помочь. Если целевое обучение сможет каким-то образом сдвинуть эти застарелые проблемы с места, то мы двумя руками – «за». Только бы доставались эти места тем, кто искренне желает лечить людей…

Е. Малова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  
В каком формате вы читаете книги в последнее время?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: