19.05.2023      601      0
 

Вези меня, извозчик!


По воспоминаниям старожилов, в 60-е годы прошлого века с железнодорожного вокзала в Троицком до Талицы можно было добраться на лошади, запряженной в телегу, а если повезет, то на попутном грузовике. Но все больше приходилось ходить пешком, равно как из Пионера, Горбуновой, Мохиревой. Были протоптаны дорожки, значительно сокращающие путь. По городу также передвигались при помощи пешего «транспорта». Помнится, что даже еще в 80-е годы таким же образом добирались из любого конца города – автобус ходил редко и только по центральной улице. А личных автомобилей было не так много, как и такси. Но пролетело с тех пор полвека, жизнь не стояла на месте, в каждом втором дворе, квартире появились авто. А автобусное движение по-прежнему востребовано, более того, мы привыкли, что пассажирский транспорт приходит на остановки в соответствии с графиком. Да и менталитет у людей уже другой: ножки бить никому не хочется, если можно на автобусе быстрее добраться. Тем более что основные пассажиры – пенсионеры и школьники.

С некоторых пор таличане стали замечать, что автобусы в Троицкий, на РТС и Комплекс стали ходить с большим интервалом, по непонятной причине. На остановке скапливаются люди, особо нервничают те, кто боится опоздать на электричку. И тут пассажиров, если ехать срочно требуется, проблемы перевозчиков мало интересуют. А они имеются. Как нам рассказал директор ООО «Омнибус», основной перевозчик по городским и пригородным маршрутам, Брюханов Г.В., главная проблема – кадровый голод. Сегодня у предприятия имеется достаточное количество автобусов, но «закрыть» их некем, водителей не хватает. Есть возможность обучать желающих профессии бесплатно через центр занятости (официально зарегистрированных безработных). Но очередь из претендентов, к сожалению, не выстроилась. Хотя, по его словам, зарплата у работников достойная и выплачивается вовремя. Причем, пояснил Геннадий Владимирович, такая проблема существует не только у талицких перевозчиков, но, к примеру, и у наших соседей из Камышлова, Ирбита и др. Подобный голод испытывают в сельском хозяйстве, общепите, строительстве, промышленных предприятиях и т.п., где не хватает специалистов среднего звена, поскольку их либо совсем не учат, либо готовят в ограниченном количестве. А между тем работники старятся, выходят на пенсию, а заменить их не получается. Так в «Омнибусе» сейчас трудятся 50 человек: четыре до 40 лет (16%), пять до 50 лет (20%), четырнадцать от 50 до 65 (56%) и четыре за 65-ть (8%). Как говорится, без комментариев.

Вторая немаловажная составляющая – большая ответственность. Не каждый водитель готов отвечать за пассажиров, которые у него за спиной, их надо не только привезти вовремя, но и живыми и здоровыми. Поэтому к таким специалистам требования особые: без соответствующего стажа человека с улицы за руль не посадишь. Особенно если учесть стоимость автобуса. К примеру, междугородний, на маршруте Талица – Екатеринбург, стоит 12 млн. рублей.

Так мы подошли к еще одной проблеме – транспорт. Как рассказал Геннадий Владимирович, в его парке числится 20 автобусов, средний возраст каждого 10,5 лет. Это уже очень старые, если учесть, что за год автобус проходит в пределах 100 тыс. км. Их пора сдавать в Чермет, ведь гарантия дается на 3 года и пробег 150 тысяч км. Наши за десять лет намотали по миллиону! За 7-8 лет автобус себя полностью амортизирует, а еще через два года он запросит новые запчасти, цена на которые за последние пару лет выросла на 300%. Взять, к примеру, «Пазик»: раньше колесо для него стоило 7 тыс. руб., сейчас – 14, а их требуется 6! Сегодня, далее поясняет он сложившуюся ситуацию, купить хороший б/у автобус (о новом даже мечтать не приходится!) не представляется возможным. «Газель», самая дешевая, стоит 4 млн. рублей, «Фиаты», которые приобретали в 2013 году, стали попросту недоступными. При росте цен в два раза на ГСМ, резину, запчасти и цена на автомобили взлетела. Приходится не просто считать, а приобретать в лизинг. Причем, чтобы выплатить предоплату 10-20%, директору приходилось неоднократно брать на себя лично кредиты в банке. Лизинг тоже дорогое удовольствие! Так, для примера, недавно купили «ПАЗ-Вектор некст» за 5,6 млн. руб., через 4 года должны отдать 7 млн. Он месяц проработал и сломался! Благо увезли в ремонт по гарантии. Получается, рассуждает он, чтобы что-то приобрести, нужно работать без простоев. Да и соискатели вакансий тоже хотят работать в соответствии с современными условиями труда: трактористу подавай трактор с кондиционером и компьютером, водителю — тоже. И это их право, другое дело, что не всегда есть возможность соответствовать этим требованиям.

Но, несмотря на все означенные трудности, коллектив стабильно трудится, нет задолженности по заработной плате, нет других долгов. Большого секрета нет: такое стало возможным благодаря поддержке муниципалитета, без нее, признается Брюханов Г.В., и недели бы не продержались! Именно такая помощь помогла предприятию приобрести в 2017-2019 годах четыре автобуса, в этом купили один. Ведь чтобы оставаться на плаву, необходимо каждый год пополнять парк двумя автобусами. Муниципальных перевозчиков в Талицком районе нет, поэтому у «Омнибуса» с администрацией ТГО заключен контракт на финансирование социально значимых убыточных маршрутов с регулируемыми тарифами, которые утверждает РЭК. За предприятием закреплены маршруты: Кузнецовский, Юрмыт, Калиновка, Бутка, Куярово-Темная, Антонова-Журавлева – одним словом, весь пригород, №№ 156, 157 – Талица–РТС, Талица–Комплекс; есть один рейс на Екатеринбург и Ирбит, городские маршруты – Белая Елань, Лесохим. Одним словом, несмотря на объективные трудности, коллектив трудится, выполняет свои обязанности, чтобы жители отдаленных деревень могли спокойно добираться до районного центра и возвращаться обратно домой городские школьники вовремя приезжать на уроки в школу №5, студенты поспевать на электричку. Как отмечает Брюханов Г.В., движение по городу осуществляется всегда по графику, в соответствии с расписанием.

Пока готовился материал, пришла информация, что благодаря заявке губернатора Свердловской области Куйвашева Е.В. на участие в госпрограмме, поддержанной федеральным Министерством транспорта, свердловские перевозчики смогут приобрести 237 автобусов. Программа рассчитана на два года, уже в 2023 году поступят 97 автобусов, в 2024 — 140. В этой льготной программе планируют участвовать 14 перевозчиков. Хочется надеяться, что и таличане попадут в число претендентов. И, как сообщает Департамент информационной политики Свердловской области, «участие уральских перевозчиков в федеральной программе «Приобретение подвижного состава наземного общественного транспорта для последующей передачи в лизинг» позволит обновить региональный автопарк и сделать поездки более комфортными как для пассажиров, так и для водителей. Сама программа предполагает закупку автобусов отечественного производства, что позволит ускорить реализацию программ импортозамещения, улучшить транспортное обслуживание, а также добиться роста объемов пассажирских перевозок».

Трудно не согласиться, что это своевременные шаги, поскольку автобусные пассажирские перевозки будут еще долго востребованы как один из самых надежных, безопасных и достаточно недорогих видов транспорта.

Е.Малова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  
В каком формате вы читаете книги в последнее время?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: