Энду́ро (англ. enduro, от лат. indurare — вынести, выдержать, вытерпеть) — дисциплина мото- и велоспорта (а также класс мотоцикла), предполагающая агрессивный стиль езды по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, начиненных бревнами, валунами и другими препятствиями, в зависимости от сложности соревнований.
Вот и снова лето… Мы чувствуем его приход не только по назойливым и противным комарам и вездесущим мошкам, яркому солнышку и теплому ветерку, грибному дождичку и непреодолимому желанию испить холодного кваску… Но мы его еще и слышим! С установлением летней благодати активизируются малолетние гонщики, плевать хотевшие на мирный сон горожан, собственное здоровье и безопасность прохожих и водителей авто. Рев железных коньков, упругий ветер, бьющий в тело, большая скорость охотно продают молодым организмам желанный адреналин… И с каждым годом эта «беда», как называют ее таличане, становится все громче и все больше. Самое интересное, что родители этих гонщиков начинают осознавать проблему только после потери денег из своих кошельков, да и то не сразу, иногда приходится проходить негативные уроки по нескольку раз.

К нам в редакцию обратились возмущенные граждане, уставшие терпеть по вечерам и ночам рев железных машин. Мы в свою очередь попросили комментарий у врио начальника местного ГИБДД старшего лейтенанта полиции Берсенева Евгения Федоровича: что за гонки происходят на талицких улицах? Неужели жители не обращаются в ГАИ? Нет, обращения поступают регулярно, звонят и днем, и вечером, и даже ночью возмущается народ. Меры принимаются, и довольно серьезные, как мы узнаем ниже. Пришлось сотрудникам даже перейти на скрытое патрулирование ради такого случая, дежурят на собственных машинах. Питбайки и эндуро-мотоциклы действительно превратились в настоящее бедствие, и дело не только в превышении уровня шума и нарушении покоя граждан, дело в безопасности на дорогах. Гоняют подростки без прав, надлежащей экипировки, нарушают закон, этому потворствуют их родители.
Дело в том, — говорит Евгений Федорович, — что на таких мотоциклах, без прав, можно ездить только на специально оборудованном полигоне, а такового в Талице не имеется. Гоняют и 14, и 16-летние. Но есть и постарше. Например, в прошлую субботу попался повторно 22-летний молодой человек, в состоянии алкогольного опьянения. Готовим мотоцикл на изъятие, статья 264 УК РФ.
Вообще, какие составы правонарушений в случае езды на эндуро можно выявить?
Смотрите, во-первых, это передача лицу, не имеющему права управления, не достигшему 16-летнего возраста, транспортного средства, статья 12.7.3. КоАП, а это штраф родителям 30 тысяч рублей. Тут же идет 5.35 КоАП — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите их прав и интересов, при этом информация о правонарушениях идет в ПДН. Если мотоциклом управляет 16-летний, то штраф будет по 12.7.1 – езда без прав, до 15 тысяч рублей, плюс те же 30 тысяч папе, маме или дедушке, кто купил и оформил «игрушку» на себя. Но только во всех этих случаях нет изъятия мотоцикла.
Далее Евгений Федорович обратил внимание, что наблюдается рост ДТП с пострадавшими на питбайках в сравнении с прошлым годом. В минувший четверг несовершеннолетний в Кузнецовском получил перелом ноги, а 6 мая в Троицком ребенок, управляя эндуро, получил более серьезные травмы – повреждение позвоночника, теперь находится на лечении в области. В 2024 году пострадавших несовершеннолетних на байках не было совсем.
Мне непонятна логика взрослых, самих родителей. Во-первых, платить несколько раз по 30 тысяч рублей штрафы. Во-вторых, неужели совсем не задумываются о безопасности своих детей? Ведь эти мотоциклы не оборудованы никакими сигналами! В 2025 году нами выявлено 76 нарушений одних только мотоциклистов, из них 7 случаев по ст. 264 УК РФ, езда без прав – 19 случаев. Мы проводим беседы с продавцами такой техники, предупреждаем, чтобы они разъясняли покупателям, что на этих мотоциклах ездить по городу и дорогам запрещено. Но люди их все равно приобретают зачем-то, а потом, когда доходит, пытаются продать, что сделать весьма непросто.
Здесь стоит более подробно пояснить читателю, что по документам эндуро делятся на два типа. Первый – это кроссовые мотоциклы — без ПТС, номера VIN, без сигналов поворота и даже зеркал. Как можно на таком передвигаться по городу? Второй — эндуро с ПТС, полноценный транспорт, допущенный к движению по дорогам. Если эндуро зарегистрирован, у него есть ПТС и номера — это полноценное транспортное средство. Чтобы ездить на нем, необходимы права категории А или А1, в зависимости от кубатуры — до 125 кубов или больше. Плюс страховка ОСАГО, шлем и экипировка. В противном случае, как мы помним, это езда без прав — от 5 до 15 тысяч, если без регистрации — ещё 5-10 тыс., плюс возможная эвакуация мотоцикла, плата за парковку. В случае повторной неправомерной езды — конфискация.
Мотоцикл без ПТС (он не входит в комплектацию) приравнивается к спортивному инвентарю, хотя такого понятия в законодательстве нет, т.е. это техника исключительно для мест, где не надо выезжать на дороги общего пользования. Управление инвентарем без водительского удостоверения разрешено на закрытых трассах, где проводятся соревнования; кроссовых и тренировочных площадках; участках, расположенных на территории предприятий; частных владениях. Осваивать азы мотокросса могут даже дети, но обучение на серьезной технике начинается с 14 лет. По сути, занятия на кроссовом мотоцикле могут привить немало полезных навыков, они учат балансировке и равновесию, повышают любознательность, дают начальные знания автодела. Особенно это полезно, когда с начинающими гонщиками работают специалисты-профессионалы, отвечающие за безопасность занятий.
Следует запомнить, что главная проблема, почему на кроссовых мотоциклах нельзя ездить по городу, заключается даже не в том, что на них отсутствуют световые приборы — повороты, стоп-сигналы, фары, а также зеркала, а в том, что шины на них имеют слабые сцепные свойства, из-за чего положение питбайка на асфальте не стабильно. Шины такими сделаны специально, чтобы мотоцикл хорошо развивал скорость на мягкой почве, легко преодолевал труднопроходимую местность и бездорожье. Если на таком «коне» ты выехал в город, то берешь на себя ответственность за свое предсказуемое и адекватное поведение как участника дорожного движения. На «полотне» можно встретить разных водителей: и пожилых, и женщин, и новичков, и наглых, излишне самоуверенных «Я-круче-всех! Ты-кто-такой-вообще?» Кого-то могут смутить громкие выхлопы, отсутствие поворотников, фонарей, фар, «стопа», еще и при постоянном перестраивании, обгонах и маневрах. Недалеко и до трагедии! Так что единственный законный способ перемещения питбайка по трассе или городу — это погрузить его на оборудованный прицеп.
Чтобы понять всю серьезность проблемы, обратимся к статистике. В 2023 году в России зафиксировано примерно 132,4 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 14,5 тысяч и ранены 166,5 тыс. человек. Президент России Владимир Путин на коллегии МВД отметил, что число погибших в ДТП увеличилось на 4,5% по сравнению с 2022 годом. За первые десять месяцев 2024 года число аварий по вине водителей мотоциклов составило 4900, это на 18,3% больше, чем годом ранее. Смертность в таких авариях увеличилась на 21,2%, число раненых – на 18,6%. Тенденция к росту аварийности прослеживается и в начале 2025 года. За первый квартал количество ДТП в России выросло на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, достигнув 24 тысяч. И хотя число погибших в авариях немного снизилось – на 0,8%, до 2,6 тыс. человек, зато увеличилось число раненых — на 1,4%, до 30,6 тысяч человек. Мы же знаем, что очень часто гонки на байках заканчиваются инвалидностью. Вот и исследования говорят, что уровень смертности среди мотоциклистов значительно превышает аналогичный показатель для автомобилистов, у них в 28-29 раз больше шансов погибнуть в дорожно-транспортном происшествии. Также они в четыре раза чаще получают травмы в авариях по сравнению с водителями авто и пассажирами.
Особенно заметно увеличение аварийности в начале 2025 года по регионам, в некоторых из них количество аварий с участием мотоциклов выросло на 71-72%, и эта тенденция вызывает серьезную озабоченность у властей. А учитывая, что уже с марта-апреля начинается активный мотоциклетный сезон в большинстве регионов России, болеть голова начинает и у сотрудников ГИБДД – в переносном смысле, а у граждан по ночам – в прямом.
Недавно в школе № 55 на родительском собрании спонтанно возникло обсуждение темы мотоциклистов-нарушителей не только спокойствия и мирного сна, но и безопасности дорожного движения. Дошло даже до того, что родительский актив предложил проводить совместные вечерние и ночные рейды с ГИБДД, чтобы вылавливать несовершеннолетних горе-байкеров. При этом не будем забывать, что помимо этих гонщиков в нашем городе достаточно и автовладельцев с правами, которые уж очень любят громкую музыку включать ночью, распространяя низкие частоты на окна и стены домов, слабые сердца гипертоников. Все вместе это превращается в настоящий ад и нередко выливается в стычки, драки и поножовщину. Как бы не дошло до греха!..
26 мая на РЕН-ТВ вышел сюжет про гонки на питбайках. Подросток Юлиан из подмосковного Одинцово, сам юный гонщик, оказался на больничной койке – в него въехал другой любитель «бесправной» езды. «После данного случая я сказала: благодари Бога, что ты остался живой. Соответственно, мотоциклов в его жизни больше не будет», – заявила его мать. Так и хочется спросить, чем она думала, когда покупала сыну такой дорогой подарочек? А самое страшное заключается в том, что уже зафиксированы случаи в малых городах, когда полубезумные или доведенные до отчаяния люди устраивают засады на питбайкеров, бросают во время движения в них камни, угрожают побить или натягивают проволоку между деревьев на привычных для гонщиков трассах…
Все это, разумеется, ненормально. Я с детства мечтал о настоящем пистолете… В советское время – несбыточная мечта. Желание обладания оружием было настолько сильным, что мать сумела «выкружить» для меня стартовый пистолет, который бухал жевелом! Это было что-то особенного, игра в войнушку превращалась в настоящий бой! Но однажды, совершенно случайно, разряжая пистолет, я с близкого расстояния выстрелил себе в глаз и едва не ослеп. Зрение село безвозвратно, теперь на мне очки… Мораль такова: стартовый пистолет предназначен для звукового обозначения старта спортсменов, например на беговой дорожке, и к свободной продаже он не был допущен. Точно так же питбайк спроектирован для езды на специальных кроссовых площадках, а не по городу, и закон запрещает использовать его не по назначению. В обоих случаях очень хотелось, до боли, до слез, до истерики. И родители всегда потакают нашим слабостям…
Как говорил один человек, «я тоже хотел быть высоким голубоглазым блондином с тренированным телом, но вот не сложилось как-то». Так что берегите свои нервы, свои деньги и здоровье своих детей!