04.07.2018      2185      0
 

Жить становится все лучше…


Умирающие деревни — боль России. Сколько их исчезло с лица земли буквально за пару десятков лет! Люди старшего возраста еще помнят названия тех сел, деревень, где они родились, где жили их предки — от тех мест не осталось уже и следа. В прошлом году наша читательница Гребенькова Л.Г. рассказывала о том, как они отмечали день деревни Николаевки, на месте которой сейчас шелестит трава и шумит на ветру единственный сохранившийся то-поль-великан, ему довелось многое повидать на своем веку. Николаевка исчезла с лица земли к началу 90-х.
Собравшиеся на встречу люди бродили по полю, пытаясь угадать, где стоял чей дом, детский сад, конный двор, куда любили заглядывать ребятишки. Только речка Кобылья со сгнившим мостиком по-прежнему несет свои воды к Юрмычу… Приехавшие из разных уголков страны односельчане радовались встрече, но это не могло затмить щемящего чувства утраты, боли от того, что все пошло прахом.
Деревни начинают умирать не только потому, что люди покидают насиженные места, а в первую очередь от того, что закрываются социально значимые учреждения: больницы, медпункты, школы, клубы, детские сады, которые еще как-то привязывают население к родной земле.
И, наверное, поэтому становится тревожно, что в последнее время упорно ходят разговоры по поводу реорганизации, а то и закрытия некоторых школ, детских садов в Свердловской области. Чиновники, дабы упредить волнения учащихся, педагогов и родителей, объясняют, что реорганизация школ — это общероссийская тенденция, отражающая естественный процесс перераспределения финансовых ресурсов, в ходе которой учебное заведение ничего не теряет, кроме статуса самостоятельного учреждения. Мол, сегодня в России большое количество школ, детских садов не используются на полную мощность. А ведь содержание зданий требует значительных финансовых затрат. Кроме того, неполный комплект учеников приводит к снижению фонда оплаты труда педагогов. И только реорганизация поможет решить многие вопросы, когда школа станет филиалом другого, более крупного образовательного учреждения.


Возможно, им и видней, но с начала двухтысячных во многих регионах России в рамках «оптимизации» расходов закрылось около 20 тысяч деревенских школ, а за последние 6 лет число сельских школ сократилось на четверть. И по информации Росстата, в России уже насчитывается 2 миллиона безграмотных людей. Стало быть, на этих больших и малых сельских населенных пунктах и их жителях чиновники поставили крест.
Не обошла сия чаша и Талицкий район. К примеру, село Пановское. Периодически журналистские дороги при-водят меня туда по жалобам жителей. Помню его еще в советские времена: богатое, красивое, достаточно благоустроенное, большинство жителей было занято на комплексе по откорму крупного рогатого скота. Сюда приезжали на постоянное место жительства из соседних деревень и районов. Понятно, что и тогда было предостаточно проблем, которые пытались решать по мере их поступления. Только у жителей была какая-то уверенность в завтрашнем дне. Строились дома, и никто даже представить не мог, что когда-то село станет непригодным для жизни.
В каждый последующий приезд приходилось с грустью отмечать, как все катится к окончательному упадку…
В 2010 году детский сад посещают 18 ребятишек, в школе — 40 учеников. Работы для трудоспособного населения практически нет.
На 26 июня 2018 года, по информации начальника Пановской управы Герасимова Н.Н., на территории управы проживает 670 человек, в основном пенсионеры, в Пановой — 270, работы нет, трудятся где-то «на выезде». В настоящий момент в д. Черемуховой индивидуальный предприниматель планирует строить ферму, возможно, там появятся рабочие места. Земля уже разрабатывается под сельхозугодья. Школу-сад посещают 10 дошколят и 40 учащихся. До жителей на общем собрании доведена информация, что Пановская школа будет реорганизована и станет филиалом Вновь-Юрмытской. Пока для 9 педагогов и учащихся ничего не меняется, без работы остается толь-ко директор. Но много ли средств сэкономят на одном педагоге? Герасимов Н.Н. отказался от какого-либо комментария по этому по-воду.
По сути, школа здесь малокомплектная, как и множество сельских школ в глубинке, хотя по документам она значится основной общеобразовательной.
Наученные горьким опытом, жители уверены, что данная реорганизация — это первая ступень на пути к закрытию. Как, допустим, было со школой-интернатом: сначала она была реорганизована в школу №6, а потом закрыта за ненадобностью. И где гарантия, что ее ученики не пополнили армию безграмотных россиян…
Если предполагается, что реорганизация Пановской школы успешно осуществится, то примут ли ее со спокойной душой жители? Как жить, зная, что завтра ее попросту могут закрыть, а ребятишек обяжут посещать образовательное учреждение в соседнем селе за 9 километров? Кстати, количество учащихся там примерно такое же. Поневоле воз-никнет вопрос о переезде в другой населенный пункт… Да и педагоги подчас задумаются о собственной перспективе: стоит ли им чего-то ждать. Может, искать работу в другом месте?


Мы пообщались с пановцами, педагогами и родителям, чтобы, как говорится, из первых уст все выяснить. Люди с 15 мая живут как на действующем вулкане, именно тогда они узнали, совершенно случайно, что судьба школы уже решена. Всем работникам школы, почему-то от имени директора, были вручены уведомления, в которых имелся вопрос о том, согласны ли они работать в новых условиях, в противном случае с ними расторгается договор. Люди расписались только в получении документа. Понятно, что новости всколыхнули все село — не будет школы, не будет и села. Да и управу упразднят: кем тут управлять, стариками-пенсионерами? Да они и сами живут — хлеб жуют!
176 жителей подписались под коллективным письмом, которое бы-ло отправлено губернатору Свердловской области, еще ранее видеоролик с обращением детей и педагогов был направлен на прямую линию Президенту, оставлено письмо и в представительстве Президента в Екатеринбурге, там объяснили, что будут добиваться ответа от губернатора, министерства образования. Челобитчики теперь с нетерпением ждут ответа из областных инстанций.
Одним словом, люди бьются не только за школу, но и за будущее своих семей на родной земле.

Система сельских школ однажды уже стояла на грани полного исчезновения, когда в 70-е годы прошлого столетия партийное руководство объявляло войну «неперспективным» деревням. Сейчас, похоже, пошла новая волна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Rate this post


Ваш комментарий

Войти с помощью:  
В каком формате вы читаете книги в последнее время?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: